Грани предательства. О новой книге «Гори огнём» Александра Пелевина

20.01.2023 8 мин. чтения
Мина Никита
Новая повесть Александра Пелевина «Гори огнём» во многом схожа с предыдущим произведением автора, романом «Покров-17». У героя повести, совершившего предательство в годы Великой Отечественной войны, есть шанс исправить ситуацию. Он не единожды погибает и всякий раз загадочным образом для этого возвращается к жизни. Воспользуется ли Иван Гуляев возможностью изменить свою судьбу?..

Приветствую вас, скорбные жители Покрова-17!

Настолько сильно цепляет одноимённый роман, что каждую рецензию на книги Александра Пелевина хочется начинать с этой фразы. Мы как будто все с недавних пор живём в закрытом городе, где творится Бог знает что, и в этом квесте хочешь не хочешь придётся принять участие.

У Пелевина вышла новая книга «Гори огнём»: история предательства в годы Великой Отечественной войны, власовцы, РОА и т.д. – тема преинтереснейшая.

У «Покрова-17» и «Гори огнём» много общего: сходство сюжета с киносценарием или компьютерной игрой, интерес к российской истории, тонкая грань между реальным и мистическим. И так же, как и в «Покрове-17», различные временные пласты сюжета наслаиваются друг на друга, создавая из кажущегося хаоса полифоническое произведение, где каждая сюжетная линия ложится идеальным кусочком пазла, раскрывающего образ центрального персонажа.

О чем же книга? Главный герой повести – Иван Гуляев, советский военнослужащий, попавший в немецкий плен и завербованный в ряды РОА. Человек, который «не творил зла, чтобы сделать кому-то плохо. Он творил зло, чтобы сделать себе хорошо». Убитый (и не раз) офицером Гестапо майором Цвайгертом Гуляев рождается заново и получает возможность изменить свою жизнь.

Сюжет повести «Гори огнём» несётся галопом. Автор очень хорош на малой дистанции: на 175 страницах текста вы найдёте и реалистичные сражения, и жуткие сцены в церкви в духе фильмов Дэвида Линча, и узнаваемый авторский юмор (одно только описание отступления армии Власова чего стоит!).

Гуляев – предатель патологический, он соглашается стучать сотруднику НКВД на своего сослуживца только потому, что тот его оскорбил; попав в концлагерь, предаёт советских пленных и армию как таковую, вступив в ряды РОА; сдаёт своего товарища Бурматова, да и РОА он в итоге тоже предаёт.

В хронологии повести три временных отрезка: история службы Гуляева в советской армии, его же служба в рядах РОА и пропагандистском учебном центре под Берлином и закольцовывающие сцены – пролог и эпилог.

Гуляев, убитый Цвайгертом, оживает и возвращается во времена своей службы в советской армии. Поняв, как работает механизм возвращения, герой повести получает возможность все исправить, но раз за разом понимает, что изменить что-либо он не в силах. Инертность, пассивность и покорность судьбе оказываются сильнее желания что-то изменить и сильнее неизбежных угрызений совести.

После войны Гуляев влачит жалкое и пустое существование и так же жалко и пусто умирает. Уверенный, что переродится снова, герой наконец-то делает правильный выбор: бросается в атаку вместо того, чтобы сдаться в плен. Только всё это происходит лишь у него в голове. Он уже исчерпал все шансы на исправление и, встретив Цвайгерта, умирает от сердечного приступа. Завершается повесть заговорщицким подмигиванием немецкого офицера. Дьявол победил в душе Ивана Гуляева, и, победив единожды, уже заранее одержал победу во всех последующих битвах.

Нашлось в повести место и для зауми в стиле раннего Владимира Сорокина. Особенно ярко это проявляется в сцене, где Гуляев читает пропагандистскую лекцию для юных власовцев: «Триколор свободной России подхватят наши друзья и соратники из Тамбовщины и Рязанщины. Орошение дремучей листвы стремительно переходит в падение». Текст сходит с ума вместе с лектором, сама структура текста рассыпается и разваливается.

Идея смерти и перерождения не новая, самый очевидный пример – фильм «Грань будущего». Возникает этот мотив и у Виктора Пелевина в последней книге «KGBT+». Но важна не конкретная идея, а её воплощение автором в произведении. На протяжении всей повести «Гори огнём» главный герой всё больше теряет связь с реальностью.

Повесть начинается сценой с постаревшим Иваном Гуляевым, который работает дворником. Он – забитый и одинокий неудачник, ненавидимый и презираемый всеми, ведь каждый знает, что во времена Великой Отечественной войны он вступил в ряды РОА. После пролога автор делает временной скачок в прошлое и повествует о службе главного героя в армии Власова. После встречи с офицером гестапо в Берлине хтонь проникает в жизнь власовца, и привычный порядок вещей начинает трещать по швам, а вместе с ним – и рассудок главного героя. Вплоть до самой развязки и персонажа, и читателя не отпускает вопрос: это реальность или игры больного разума престарелого неудачника, метущего улицы и постепенно впадающего в старческий маразм?

Не случайны образы ада, преследующие Гуляева. Не случайна и демонизация майора Гестапо Цвайгерта, встреченного Иваном в Берлине. К слову, главный герой встречает майора после того, как жалуется на скуку: «Скучно, – вполголоса сказал Иван Гуляев и повернулся к остальным». Очень похоже на отсылку к пушкинской трагедии «Фауст»: «Мне скучно, бес», – говорит Фауст Мефистофелю.

Примечательно, что встреча Гуляева и Цвайгерта происходит в борделе и оборачивается настоящей вакханалией с употреблением алкоголя и наркотиков в компании проституток. Это не грехопадение; грехопадение главного героя произошло значительно раньше – в момент вступления в ряды РОА. Это скорее обряд посвящения. Символический ритуал замазывания, логичный итог выбора, сделанного Иваном, когда его завербовали. Здесь прослеживается параллель со сценой из фильма «Адвокат дьявола», где герой Аль Пачино тянет амбициозного адвоката в пучину порока, и тот соглашается, при этом испытывая подспудное беспокойство, перерастающее в панический ужас.

Бельмо в глазу майора Цвайгерта, его уродливая внешность вызывают ассоциации с булгаковским Азазелло и наводят на мысль о демонической сущности немецкого офицера. Однако в данном случае Иван имеет дело не с рядовым слугой ада, а с самим сатаной: «Господи», – выдавил из себя Гуляев. Цвайгерт поморщился от этого слова. – «Не угадали», – сказал он и снова рассмеялся».

Стоит отметить, что и в повести Александра Пелевина, и в фильме «Адвокат дьявола» смерть не даёт освободиться из капкана, грех уже совершён и обмануть свою судьбу никому не под силу.

Ещё один знак, намекающий на грехопадение, – белый червь, выползающий изо рта главного героя. Может быть, это не червь вовсе, а змей-искуситель? Он символизирует испорченность героя, его гнилое нутро, а также вызывает ассоциации с белым флагом, который приспособленец Гуляев готов поднять в любой опасной ситуации (и флаг этот сделан, как бы Пелевин ни изощрялся, из портянок).

Тема предательства уже многократно поднималась в литературе: это и Боромир у Толкина, и Эдмунд у Льюиса, и, конечно же, Андрий у Гоголя. В чем же новаторство подхода Александра Пелевина? В том, что писатель актуализирует события, проводит параллели с современностью, через призму прошлого смотрит на настоящее и говорит о важных для него проблемах.

Как справедливо отмечает критик Андрей Рудалев в своей рецензии на эту повесть А. Пелевина – «Разорвать инерцию предательства» – автор полемизирует с Солженицыным, Владимовым и рядом других авторов и исследователей, пытающихся рассуждать о феномене власовщины в ключе идиомы «не всё так однозначно». Александр Пелевин прямо говорит нам, что всё однозначно: «Предавать Родину плохо. Постарайтесь избегать этого».

Но есть и обратная сторона осовременивания данной проблематики… Составление списков предателей Родины, охота на ведьм, преследование инакомыслящих – та крайность, которая может привести к очень нехорошим последствиям.

Возвращаясь к повести Александра Пелевина, нужно отметить, что получаешь от неё примерно то, что ожидаешь: лихо закрученный сюжет, приправленный мистикой, несколько несложных аллюзий и добротный застольно-анекдотический юмор. Не событие года, но поможет приятно скоротать холодный зимний вечер.


Автор статьи ведет Телеграм-канал «Контекстъ». Подписывайтесь!

1665
Автор статьи: Мина Никита.
Окончил филологический факультет МГПИ. В рамках учёбы в МГПИ окончил курс «Райтинг и редактирование текстов». Увлекается современной прозой и кино, любит путешествовать. В данный момент работает директором магазина сети «Книжный Лабиринт».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41360
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17043
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9488
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8772

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала