Гнусный и вкусный: салат из научного и социального эксперимента. Читая повесть Дм. Игнатова «Первыми сдохнут хипстеры»

20.12.2022 6 мин. чтения
Дмитриев Алексей
Начинающий писатель и увлечённый читатель Алексей Дмитриев делится своими впечатлениями о повести современного писателя-фантаста Дм. Игнатова «Первыми сдохнут хипстеры», анализируя литературное произведение и «кухню творчества» с помощью кулинарных терминов и хитростей.

У моих близких друзей есть традиция – на новогоднем столе обязательно должен присутствовать оригинальный салат, который раньше никто не пробовал. С каждым годом соблюсти традицию всё труднее и труднее.

Так же и в литературе: с появлением множества направлений – стимпанка, ранобэ, литдорам и других, которые чаще всего образуются на стыке разных жанров, найти что-то новое практически невозможно. Не знаю, попадалось ли кому-то прежде сочетание научной фантастики и зомби-апокалипсиса, но «Первыми сдохнут хипстеры» Дмитрия Игнатова – именно такое произведение.

Зная, что Дмитрий работает в первом из этих двух жанров, я с воодушевлением взялся за его новую книгу. И вдруг – мертвецы, кровища, хруст костей! Подобного я не читаю и потому не могу судить об оригинальности изложения. Скажу только, что многие сцены прописаны настолько кинематографично, что мне приходилось прерываться, чтобы сбросить напряжение.

Остыв, я продолжал грызть кактус, зная, что текила будет обязательно. Так и произошло. Правда, неизвестно, многие ли выдержат столь длительное отступление от любимого жанра. Может, автору всё-таки стоило в первых главах дать хотя бы небольшую научно-фантастическую затравку, чтобы скрасить ожидание основного действия?

Если с сюжетом каждый автор борется самостоятельно, то количество фабул не столь велико. Здесь Игнатов не стал ничего изобретать и использовал классический захват мира «инородными» субъектами, чем несколько снизил свои шансы на получение Нобелевской премии по литературе. Традиционно силовые структуры ничего противопоставить новым вызовам не могут. Разрастание армии нападающих за счёт поверженных – приём тоже не новый.

Единственное спасение в таких случаях – герой или группа героев. Причём это необязательно Брюс Уиллис, но герою очень важно иметь примкнувших к нему помощников, которые по ходу действия будут погибать – исключительно в целях драматизации сюжета. Ну и, конечно, нужен сумасшедший учёный. Иначе кто будет объяснять научно не подготовленному читателю всю глубину задумки?

Это общий фон или, если использовать атрибутику книги, – скелет, без которого не обойтись. Дальше – интересней.

У нас есть основная оригинальная составляющая литературного блюда – зомби. Да, мне они тоже не по вкусу, но это как лук в луковом супе – отдельно не очень, а в качестве одного из компонентов… Остальные ингредиенты тоже на месте. Профессионализм повара, то есть писателя в наличии. Произведение стало приобретать очертания. Или – в стиле творения – скелет начал обрастать мясом.

Но он пока не ожил. Любой кулинар знает, что изюминка блюда – в соусе. Что здесь можно предложить? Согласно словарю, научная фантастика бывает твёрдая, военная, антиутопия, апокалиптическая, космическая опера, киберпанк, альтернативная история и социальная. К нашему набору больше подходит апокалипсис. Но раз уж есть слово «научная», обосновать выбор всё равно надо. И здесь мы сталкиваемся с проблемой.

Без малого две тысячи лет назад возникло христианское учение, в котором пророчилось воскрешение мёртвых во время второго пришествия. С тех пор ещё никому не удалось объяснить это с научной точки зрения. Не получилось и у автора. Думаю, не будем судить строго. Тем более что… но об этом чуть позже.

Отнеся необычность событий к фантдопущениям, мы с интересом следим за приключениями героев. Увлёкшись перипетиями сюжета, мы как-то забываем о научном компоненте фантастики. Примерно, как я, углубившись в рассуждения о кухне творчества, забыл сказать о главном: читать повесть Игнатова интересно. Автор постоянно держит в напряжении, сюжетные повороты необычны, действия интригующие, события эффектны.

Постепенно градус кровавости снижается, повествование становится всё интересней и увлекательней. Глотая страницу за страницей, мы подходим к главному. К финалу. Но даже если кому-то не понравилось прочитанное, за терпение он получит приз. Концовка уникальна.

Во-первых, обнаруживается, что предложенный соус нужен только для того, чтобы смягчить резкий вкус главного ингредиента. А основное – послевкусие – возложено на жанр социальной фантастики. Оказывается, всё происходящее – побочный эффект грандиозного социального эксперимента. Цель ни много ни мало создание нового общества, управление историей. Принципы, основные постулаты этого общества, как и методы его построения, структура, способы управления, – всё туманно. Просматриваются только отдельные черты, намёки.

Что неудивительно, ведь социология – это наука, и одной финальной главы маловато для развёрнутого описания новой идеи. Хотя, например, авторам фильма «Мёртвый сезон» в монологе профессора Борна это почти удалось. Других примеров не припомню.

Зато выяснилось, что все действующие лица создавались не просто ради сюжета. В книге Игнатова, как у поварихи Тоси Кислицыной из «Девчат», «каждый калорий на своём месте». Истории персонажей в предлагаемой социальной парадигме раскрывают её новые аспекты, предлагают неожиданные вопросы, комментируя тем самым их, аспектов, жизнеспособность, как бы нелепо это ни звучало, когда речь идёт о мире мёртвых.

Во-вторых, неожиданная развязка разрывает шаблоны фабулы, реабилитируя автора если не перед Нобелевкой, то хотя бы перед Пулитцеровкой. Ну, хорошо, хорошо. Уж «Электронная Буква» – это точно. Судите сами. Герои добиваются своего, но не побеждают. Противник повержен, а его дело приобретает ещё больший размах. Причём развитие продолжается в ещё более гнусном направлении, чем прежде. А также создаётся впечатление, что автору такой исход нравится.

В общем, эксперимент интересный. Есть над чем подумать и о чём поспорить. С автором, ну и со мной грешным.

531
Автор статьи: Дмитриев Алексей.
Родился в 1958 г. в русско-казахском селе на границе с Китаем. Учился в Ташкенте. Всю жизнь проработал по специальности на авиационном заводе. По служебной необходимости объездил полстраны. Неоднократно бывал в непопулярных туристических местах – Иран, Куба, Северная Корея. С выходом на пенсию занялся литературным творчеством. Автор полусотни небольших рассказов и маленькой повести. Публиковал их пока исключительно в Сети.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
33975
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
14968
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
8702
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8094

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала