Саша Кругосветов, «Драконово семя», повести и рассказы, – М.: издательство «АСТ», 2024.
У Саши Кругосветова безупречное чувство стиля. С первых страниц книги «Драконово семя» ощущаешь, как его слова буквально сцепляются с тобой, не позволяют ни на секунду от них отвлечься, забирают всё внимание и влекут куда-то. С первых страниц понимаешь, что Кругосветов живость литературного открытия ставит выше общепринятых канонов. Есть в текстах некое очарование неправильности, которое в итоге превращается в норму. Я давно слежу за творчеством Кругосветова и всегда поражался, как он балансирует на грани разных жанров. Такая своеобразная жанровая всеядность притягивает, вызывает культурологический интерес: какой ещё синтез он нам предложит? Это создаёт объём интереса, непредсказуемость, в развитии литературы на нынешнем этапе умение удивлять встречается крайне редко. Кругосветов такое умение нам демонстрирует с лихвой. Я иногда думаю, откуда оно у него? Полагаю, это связано с тем, что идеи Возрождения живы в нём. Он умело их переплетает с лучшими постмодернистскими установками и переплавляет во что-то своё. Целое из разных элементов, где элемент первичней изначально. А целое – концентрированная авторская воля.
В этой книге собраны рассказы и повести Кругосветова. Каждая обладает своей экзотикой, даёт нам разные ракурсы прихотливой авторской оптики. И в каждом автор показывает и мастерство, и такт, и вкус.
Всегда любопытно, какой текст автор ставит в начале. Здесь это очень необычный рассказ «Месть ножей». Прекрасное знание фактуры и нравов Кавказа сочетается с интересной и емкой метафорой ножей, что старше своих хозяев и ведут свои битвы. В рассказе есть не только напряжённый сюжет, колоритные образы, но и моральный аспект. Убийства, возведенные в культ, должны когда-то прекратиться. Человек должен преодолеть злую магию клинка. Концовка рассказа открытая, и в этом много мудрости и уважения к читателю. Сложные вопросы нельзя решать с волюнтаризмом, лучше оставить это вечности: «Правительственная комиссия опять выбрала Шарипа. Выбрала, потому что он чеченец, потому что он, как никто, любит свой народ и хорошо знает его характер. Именно ему надлежит нейтрализовать мину замедленного действия, заложенную в старинные клинки; для этого его и отправляют в те стародавние времена». В рассказе много элементов фантастики, но они не смотрятся вычурно.
Кругосветов обладает потрясающей фантазией. Выдуманные им ситуации восхищают. В рассказе «Зашитые» он рисует инфернальную картину работы бригады зловещих врачей, зашивающей людей, чтоб они не участвовали выборах. Время людей останавливается. Они выпадают из жизни. Сюжет не только удручающий, но и с большой подоплёкой. Образ главного героя поучительный, фабула не мешает присмотреться к характерам, контраст обычного, житейского с немыслимым действует эффективно, и читатель входит в эту новую реальность. Верит в неё. А заставить читателя поверить – одна из первостепенных задач писателя. «Много рассуждать стал. Не забывай: несешь личную ответственность. Дело прежде всего, уж ты постарайся! После выборов все пойдет веселее: ненужные биологические единицы будем выводить из обращения простым решением трех правоохранителей – без согласия пациента и без канители с подписанием договоров. Так что давай! А станешь плохо работать, сам знаешь, что будет – придется и тебя зашивать. В этом кабинете шутить не любили». Флешбек к сталинизму с его тройками очевиден. Возвращение в эту реальность, убеждает нас Кругосветов, может быть осуществлено только в художественной литературе – и как предупреждение, и как вакцина.
Кругосветов тонко чувствует речевые особенности своих героев. Все диалоги убедительны, каждый персонаж узнаваем. Он проникает глубоко в субъект, которого описывает. А его проникновение в сокровенную суть берберийского льва в рассказе «Последняя схватка» заставляет нас сопереживать хищнику, в котором вопреки всему есть свет и правда. «Да, этот лев – выходец из доисторической тьмы нашего мира, воплощенный дух жестокой пустыни. И все же кто-то вдохнул в него маленький кусочек души и света, и теперь волею небес внутри страшной машины, идеально приспособленной для убийства, трепещет что-то, напоминающее любящее сердце, которое учащенно забилось, едва лев услышал рык пришельцев и понял, что его прайду грозит смертельная опасность».
Путешествие по текстам этой книги доставит вам не только удовольствие, но и заставит посмотреть по-новому на многие устоявшиеся мантры современной литературы. Кругосветов автор очень необычный, но весьма убедительный.
Повесть «Драконово семя» – это то самое про «здесь и сейчас», о чём так мечтают издатели. Здесь Лапин показывает своё умение длинно строить сюжет, демонстрирует качества опытного литературного психолога. Все его персонажи живые, не ходульные, за каждым драма, история. Никаких типов, только человек в своей непростой индивидуальности.
Кругосветов внимателен к детали, в книге много примечаний, что говорит не только о писательской ответственности, но и уважении к читателю. И самое главное, эта книга полна ярких красок. Кругосветов словно настаивает на том, что внутренний мир человека – это пространство, где он всегда властен над собой.