Форс-мажоры и казусы: проблемы авторов при публичном чтении своих произведений

27.01.2025 5 мин. чтения
Фёрт Виктория
Виктория Фёрт на примерах из жизни известных писателей рассказывает о неожиданных ситуациях, которые могут произойти с авторами во время выступления на публике со своими произведениями.

Ремесло писателя — это не только написание и издание своих произведений, но и непосредственно выступление с ними на публике. Однако, когда авторы выходят на сцену, не всегда все может идти так гладко, как они себе представляли. Причем, возникнуть могут самые разные ситуации: как комичные, так и драматические.

Разберем несколько проблем, с которыми могут столкнуться писатели во время своих публичных выступлений. 

1. Потеря голоса

Представьте: вы приезжаете на любой литературный фестиваль или презентацию своей книги, но волнуетесь так сильно... что у вас буквально пропадает голос. То же самое может случиться, если накануне вечером вы простудились — в итоге вместо звонкого объявления своей книги вы говорите все тише и тише или же вовсе начинаете хрипеть.

Подобный случай однажды произошел у великого Леонида Филатова. Тогда за кулисами на него набросились с вопросами: «Лень, ты поддал что ли?», хотя все прекрасно знали, что ни на репетициях, ни тем более перед спектаклем он себе ничего подобного никогда не позволял. 

2. Проблемы с текстом

Писать произведения сегодня — значит пользоваться рядом удобств, к которым мы давно уже привыкли: например, автоматическая проверка орфографии, поиск и замена и, конечно, резервное копирование. До появления компьютеров таких удобств у писателей не было, а значит, и проблем с собственными текстами возникало больше: рукопись можно было случайно потерять, намочить под дождем, забыть дома, сжечь. А еще ее могла съесть собака.

Как случилось однажды у американского прозаика Джона Стейнбека. В своем письме редактору писатель рассказывал, что с ним случилась «мелкая трагедия»: его щенок сеттера, оставшись один на ночь, сделал конфетти примерно из половины его книги, которая на тот момент была в рукописном виде. В итоге два месяца работы приходилось начинать с самого начала, и Стейнбек пообещал, что уложится в эти сроки. Свое слово тогда прозаик сдержал и действительно закончил рукопись в течение следующих месяцев.

3. Попытка саботажа

Еще одна возможная проблема — намеренный срыв вашего выступления. И если в наше время это может быть всего лишь обращение внимания того или иного гостя на себя, то в советскую эпоху гастроли поэтов довольно часто намеренно срывали власти. 

Так, в Симферополе полицмейстер отказался подписывать афиши футуристов, требуя, чтобы они предоставили свои речи в письменном виде. Сделать это было невозможно хотя бы потому, что половину материала выступления планировалось импровизировать, так что ее просто не было. Футуристы же решили снарядить в полицейское управление посольство во главе с Владимиром Маяковским, где поэт со всем своим красноречием и даром оратора обрушился на полицмейстера с горячими уверениями в благопристойности футуризма и огромной культурной значимости нового искусства. Недоверие полицмейстера как-то само собой испарилось, и он охотно подписал афишу. 

4. Неудобные вопросы

Довольно распространенная проблема во время как выступлений, так и презентаций. Причем, вопросы могут быть самого разного характера: начиная с обсуждения вашего произведения и заканчивая темами, которые касаются вашей личной жизни. 

Например, когда однажды Владимир Маяковский выступал на очередном диспуте, темой которого был пролетарский национализм, он признавался, что является человеком мира: среди русских чувствует себя русским, а среди грузин — грузином.

Какой-то шутник из зала выкрикнул: «А среди дураков?» Маяковский не растерялся и ответил: «Среди дураков я впервые».

5. Внезапное ЧП

Какой бы серьезной ни была подготовка к литературному мероприятию, от случайных происшествий не застрахован никто. Например, в зале может внезапно сработать (хотя и ложная) пожарная сигнализация, либо плохо может стать самому автору — из-за волнения или самочувствия. Происходят и более трагичные случаи: как, например, инцидент семилетней давности, во время которого известные поэты-современники устроили поножовщину из-за гиперстрофы.

Так или иначе, при любом ЧП мероприятие придется переносить, а это тоже своеобразный стресс для писателей.

Так что, как пройдет ваше публичное выступление, никогда нельзя предугадать. Однако автору нужно быть готовым к любым вызовам и трудностям, которые могут с ним произойти.

А о том, как с такими трудностями справляться, совсем скоро расскажем на нашем познавательном интенсиве.

159
Автор статьи: Фёрт Виктория.
Училась на журналиста в РГСУ. Работала редактором в различных электронных и печатных СМИ. В свободное время пишет стихи и прозу. В журналистику пришла, когда работала при губернаторе Калужской области, где участвовала в подготовке пресс-релизов и освещении мероприятий.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41936
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17413
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9635
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8901

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала