Эволюция бестиарных кодов: путь льва от античных книг до детских сказок

21.12.2020 9 мин. чтения
Турбина Надежда
Всем известно, что того, кто не убирает за собой, называют свиньёй. Если человек неуклюж, мы обзываем его слоном в посудной лавке; если кто-то хитёр, значит, он – лис; если упрям – то осёл. Очень часто мы бессознательно сравниваем людей с животными - за определённые свойства характера и поведение. Это происходит оттого, что бестиарные коды занимают в нашем мировосприятии чуть ли не столько же места, сколько генетические - в клетках. А что это такое - бестиарные коды, и почему они так плотно вплетены в наше бытие, что мы обращаемся к ним, зачастую даже не зная об их существовании?
Эволюция бестиарных кодов: путь льва от античных книг до детских сказок

Всем известно, что того, кто не убирает за собой, называют свиньёй. Если человек неуклюж, мы обзываем его слоном в посудной лавке; если кто-то хитёр, значит, он – лис; если упрям – то осёл. Очень часто мы бессознательно сравниваем людей с животными - за определённые свойства характера и поведение.

Это происходит оттого, что бестиарные коды занимают в нашем мировосприятии чуть ли не столько же места, сколько генетические - в клетках.

А что это такое - бестиарные коды, и почему они так плотно вплетены в наше бытие, что мы обращаемся к ним, зачастую даже не зная об их существовании? Бестиарий (от латинского bestia — зверь) — это средневековая нравоучительная книга - сборник иллюстрированных статей, описывающих и изображающих животных главным образом в аллегорическом представлении: с каждым зверем ассоциируются определённые качества и «черты характера». Иногда это добродетели, но чаще всего - пороки и слабости. Традиция такого толкования «зверского» поведения берёт своё начало в античности.

Древнеримский писатель Плиний Старший в восьмой книге энциклопедии «Естественная история» за исключением нескольких фантастических тварей описывает самых обыкновенных животных. При этом удивление вызывают не сами звери, а то, как их воспринимают автор, а также, очевидно, его современники. Он представляет животных разумными существами, обладающими определённым набором свойств, часто не поддающимся логическому объяснению. Например, огромный слон по необъяснимым причинам не выносит крыс и крика самой маленькой свиньи. Лев могуч и бесстрашен, но почему-то до мурашек боится крика петуха и мышей.

Позднее средневековые авторы, увлечённые поиском божественного слова во всём их окружавшем, стали с большим почтением относиться и к животным. Эта новая философия была ёмко и в духе того времени сформулирована философом XII века Гуго Сен-Викторским, написавшим, что «вся природа именует Бога. Вся природа учит человека. Вся природа порождает смысл, и нет ничего в мире бесплодного». Стало быть, зверь теперь – это вещь-знак, вещь-символ, которые имеют столько же смыслов, сколько и свойств, и созданы с какой-то назидательной целью. Утверждения Плиния, что лев труслив, а саламандра мстительна, не обсуждались и не оспаривались, но дополнялись семиотическими статьями о том, как стоит толковать божественное слово, заложенное в каждую тварь живущую. Причём все противоречия в характерах животных объясняются строго божественным или дьявольским началом, но даже это не мешает оригинальному мышлению побеждать логику. Например, в бестиарии Петра из Бове, созданном в начале XIII века, говорится, что ёж – это ни кто иной, как дьявол, но не потому, что он колюч и щетинист, а потому, что носит на своих иглах соблазны мира сего – искусительные дары леса.

В XVI веке итальянский юрист и гуманист Андреа Альчиато создал сборник «Эмблематы», в котором мудрые высказывания сопровождались незатейливыми рисунками животных - эмблемами и несколькими вариантами их толкования.

Главным героем книги Альчиато становится лев. Он фигурирует практически во всех эмблемах в книге «Эмблематы». Рассмотрим образ льва подробнее и мы.

Лев, как и любой другой хоть сколько-нибудь венценосный персонаж, отнюдь не без греха. А точнее - не без иглы, спрятанной в яйце, которое в рыбе, которая в зайце и так далее. Ещё Плиний писал о том, что лев, конечно, силен и всемогущ, свиреп и почти бесстрашен, но это «почти» автор «Естественной истории» комментировал довольно подробно. Мы уже помним, что лев необъяснимым образом боится петуха и мышей. Также можно считать, что лев великодушен, потому что не трогает беззащитную женщину, но он же и тщеславен, поскольку не трогает женщину только потому, что она - добыча, которая не принесёт ему славы.

Средневековые авторы, разумеется, копают глубже и подмечают в поведении зверя истоки божественного и дьявольского начал: лев спит с открытыми глазами и тем самым, с одной стороны, похож на демона, у которого «глаза открыты ко злу», а с другой - отождествляется с распятым Христом, чье тело было мертво, в то время как божественный разум бодрствовал. Вообще, поиск таких взаимоисключающих крайностей одной и той же сущности был любимым занятием средневековых исследователей. Разумеется, до того, как они научились рисовать эмблемы. Что только лев ни символизировал! Эмблема позволяет посадить рядом сразу нескольких зверей, а подпись под ней – истолковать происходящее несколькими, часто совсем не очевидными, способами.

Поэтому лев то бодрствовал в ночи рядом с зайцем, охраняя его и всех ему подобных; то вёл в атаку войско оленей, воюя с полчищем львов во главе с оленем, доказывая, что «смельчаки, когда их полководец трус, в бою никогда не снискают славу, а трусы пойдут навстречу опасности, если их поведёт отважный полководец»; то подпирал воловьими копытами надпись «Король наполовину лев, дикий и ужасный, перед которым трепещет весь мир; но ниже пояса он смирный вол, рождённый для ярма и для работы».

Лев оказался универсальным образом, на основе которого можно изобразить практически всё, что угодно. Тем не менее, и это довольно странно, с самого детства лев у нас ассоциируется как раз с той «природой», о которой писал ещё Плиний в античные времена.

Да, благодаря Александру Волкову и его книге «Волшебник изумрудного города», практически первое, что мы узнаём о льве, — это то, что он трус. Автор гиперболизирует бестиарную традицию и рисует льва, который не просто необъяснимым образом боится неопасного зверя. У него - настоящая слабость характера. И если в книге Плиния страх льва перед мышью хоть как-то обоснован, то лев Волкова дрожит вообще от любого шороха. Понятно, что этот оксюморон используется, в первую очередь для того, чтобы иносказательно, но наглядно донести до юного читателя мораль книги: в человеке изначально заложен огромный потенциал, любое качество и достоинство человек может воспитать в себе сам, стоит только поверить в свои силы. Также в уста такого персонажа можно вложить множество мудрых изречений, таких как «если бы у меня не было сердца, может быть, я и не был бы трусом». И всё же трусливый лев – это не изобретение детского писателя, каким бы удачным ни получился этот персонаж. Такое точное попадание в образ свидетельствует о правдивости и достоверности образа, о долгой истории развития, начатой ещё в античности.

Ещё одно не менее известное произведение, буквально пронизанное бестиарными кодами, - это «Хроники Нарнии» Клайва С. Льюиса. Автор в числе прочих рассказывает нам историю, которая уже давным-давно запечатлена на эмблемах. Здесь божественный лев Аслан имеет особые отношения именно с мышами, которых, если верить античному автору, должен бояться, как огня. В Нарнии мыши перегрызают верёвки, которыми привязан к каменному столу мёртвый Аслан, принёсший себя в жертву ради спасения маленького предателя Эдмунда. Затем предводитель мышей, благородный Рипичип, ещё не раз встречается с Асланом, и они неоднократно выручают друг друга.

Что это, намеренное нарушение бестиарных канонов или новый этап в развитии образа? Как известно, лев Аслан в этой «библии для детей» олицетворяет Иисуса Христа, и, наверное, поэтому Льюис сделал его безгрешным и всесильным в любой ситуации, кроме истории с каменным столом, из которой он бы не выбрался без посторонней помощи. Если проводить параллели до конца, получается, что спасители-мыши играют роль апостола Иуды, снявшего с креста распятого Христа. Если это вправду так, значит, средневековые противостояние, взаимосвязь и неразделимость крайностей никуда не делись, а обросли новыми смыслами и забрели в такие дали, где меньше всего ожидаешь их встретить.

Подобная история, но с менее счастливым концом, случается и со львом в басне Крылова, где надменный зверь не разрешает робкой мышке поселиться рядом с ним и дерзко отказывается от её услуги. Хотя мышка предупреждает льва: «Как знать? Кому в ком нужда доведётся? И как я ни мала кажусь, А, может быть, подчас тебе и пригожусь». В результате судьба наказывает льва за гордыню, его ловят охотники и увозят в город напоказ народу. Лев с сожалением вспоминает добрую маленькую мышь, которая бы запросто своими зубками высвободила его из сети, обойдись он с ней чуточку мягче.

У нас нет информации о том, увлекался ли писатель Александр Волков бестиарием и средневековой эмблематикой и читал ли Клайв С. Льюис произведения Ивана Андреевича Крылова. Мы не знаем, мог ли себе вообразить Плиний Старший, чем обернётся его бесхитростная затея – систематизировать в «Естественной истории» все знания о природе и многочисленных «природах» животных. Тем не менее, всё описанное выше в очередной раз подтверждает, что бестиарные коды - не выдумка и что они по сей день живут в нашем подсознании, принимая причудливые формы, где и животный мир воспринимается как арена постоянной борьбы добрых и злых сил.

1428
Автор статьи: Турбина Надежда.
Родилась в Москве в 2000 году и с этого момента произрастала одной ногой в библиотеке дедушки, преподававшего на филфаке МГУ, другой - в лесу. Кончилось это тем, что теперь Надя с одной стороны студентка журфака Московского университета, с другой - кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию. Есть ещё третья, затылочная сторона, и она с детства крепко связана с театром, и именно на неё приходятся две руки, которые последние несколько лет постоянно пишут, пишут, пишут...
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41320
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17021
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9477
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8766

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала