Дорога рабства и тропа свободы в дебрях глухомани

26.10.2022 8 мин. чтения
Ищенко Нина
В октябре 2022 года опубликован сборник мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?». Эта книга – третья часть «Тайной история Тартарии» – литературного проекта российских и донбасских писателей-фантастов, пишущих о всевозможных границах и рубежах Русского мира. Несмотря на общий предмет и сохраняющуюся команду основных авторов, у каждой книги проекта есть своя специфика. Есть она и у третьей книги о Глухомани.

В октябре 2022 года опубликован сборник мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?». Эта книга – третья часть «Тайной история Тартарии» – литературного проекта российских и донбасских писателей-фантастов, пишущих о всевозможных границах и рубежах Русского мира. В предыдущих книгах проекта описана мистическая и магическая история западных и южных границ России. В них сказка соседствует с постмодернистской сатирой, а фэнтезийный приключенческий жанр сменяется детективным сюжетом. В проекте «Тайная история Тартарии» читатель едва успевает следить за сменой эпох и народов, времен и культур, идей и жанров. Несмотря на общий предмет и сохраняющуюся команду основных авторов, у каждой книги проекта есть своя специфика. Есть она и у третьей книги о Глухомани.

Замысел сборника раскрывается в предисловии. Современные писатели решили обратить внимание на русскую глухомань и посмотреть, что же там происходит, понять, почему русская глубинка раз за разом и век за веком становится ареной и источником всемирных потрясений, а также находит способы в этих потрясениях выжить. Что далеко ходить, в текущем 2022 году всё самое важное происходит в Донбассе, в его городах, деревнях и поселках, которые до 2014 года были самой настоящей глухоманью, а оказались рубежом, фронтиром, боевым пограничьем, на котором разбивается чужая сила и совершается ежедневный подвиг. Это пример из реальной жизни, а фэнтезийные вариации дают авторы в своих произведениях. Посмотрим же, что скрывает Глухомань.

Третий том состоит из двенадцати произведений разного объема, от небольшого очерка до полноценной повести. Временные и культурные границы, выбранные авторами, также разнообразны.

Наталия Ипатова пишет мистический детектив «Сорни-Най» в стиле исследований о перевале Дятлова, только действие происходит на Урале в царствование Анны Иоанновны, и в борьбу с потусторонними силами вступает русская военная команда и вогульский охотник.

На Урале также разворачивается действие увлекательной повести Людмилы и Александра Белашей «Земные врата», где описывается действительно состоявшаяся в царствование Николая Павловича ревизия уральских заводов, оба участника которой стали министрами и до конца жизни интересовались археологией. Что они искали в земле и под землей – на этот вопрос и отвечает повесть.

Рассказ Михаила Афонина «Новая жизнь» – хорошая научная фантастика о секретных исследованиях подземных пещер и о попытках советских и российских спецслужб открыть тайны вымершего северного народа. Научно-фантастическим является также рассказ Татьяны Андрущенко «Недостающий элемент», посвященный созданию клона человека международной командой исследователей в недалеком сай-фай будущем.

В повести Вука Задунайского «Чудовище с озера Бросно» реализован характерный для этого писателя подход – опираться на реальные исторические события и добавлять им магическое измерение. В этой повести автор пишет об истории водного бассейна, включающего озеро Бросно в Тверской области, сетью подземных рек связанное с Чудским озером, Западной Двиной и Балтийским морем. Наши современники, желающие провести отпуск в глухой деревне у озера, оказываются на границе не только земного и подводного мира, но и разных эпох русской истории.

Рассказ Натальи Резановой «Малый Китеж» описывает события наших дней в маленьком волжском городке, связывающие провинциальную жизнь русской глубинки как с языческой древностью, так и с российской современностью.

Жанр классического фэнтези представлен рассказом Ядвиги Врублевской «Песнь василиска», об охотнике за монстрами, решающем очередную загадку в польских лесах, а также рассказом Владислава Русанова «Черные косы, черные очи», где дается интерпретация украинской народной песни о Гале, которую казаки привязали к сосне косами, как архаичного обряда борьбы с нечистью.

Рассказ Михаила Афонина «Сестра и два брата» начинается с бытовых зарисовок полицейской службы в глухой деревне, а заканчивается возрождением тайного мистического союза, хранящего людей с помощью магии. В рассказе Елены Адинцовой и Виктории Семибратской «Я есть» разрабатывается тема нескольких сознаний в едином теле, решаемая в магическом ключе.

Один рождественский вечер описан в новелле Инны Девятьяровой «Накануне Рождества», где выпечка хлеба в деревенской хате оказывается древним обрядом, соединяющим дом, лес и реку, мир людей и мир демонов.

Рассказ Гексия Деева «Шестеро убийц» – единственный в книге, действие которого происходит в столице империи Санкт-Петербурге. Однако главный герой, который живым так и не появляется в тексте, это сибирский крестьянин, принесший глухомань в столицу и влиявший на судьбы мира.

Спецификой третьей книги «Что скрывает Глухомань?», ее основной идеей является концепция жертвоприношения. Договор с потусторонними силами и человеческая жертва во исполнение этого договора присутствует почти в каждом произведении сборника. Жертва может быть и бескровной, как в «Чудовище с озера Бросно» и «Земных вратах», и полноценной кровавой расправой, как в «Малом Китеже», «Песне василиска», рассказе «Черные косы, черные брови», и даже массовым убийством, как в «Сорни-Най». Рассказ «Шестеро убийц» прямо посвящен своеобразному жертвоприношению. В научно-фантастическом рассказе «Недостающий элемент» отсутствует мистика, однако решение научной проблемы, найденное героями, представляет собой самоубийство, и только волей автора, построившего мир, где такой странный метод работает, история заканчивается благополучно.

Таким образом, на вопрос, что скрывает Глухомань, авторы книги отвечают однозначно и довольно мрачно – глухомань скрывает языческую старину, оживляет время, когда люди были в рабстве у демонов и покупали необходимое им единственно ценной монетой – человеческой жизнью. Жертвы приносят жрецы или сами просящие, но ситуация от этого не меняется: языческий мир – это мир магии и рабства человека у потусторонних существ, постоянно требующих крови.

Такая Глухомань не позволит найти решение проблем и выйти из антропологического кризиса расчеловечивания человека, ведь этот кризис сам порожден отказом от христианских идей в постхристианском мире и возрождением языческого почитания силы и кровавой жертвы. Неслучайно захваченные весной 2022 года на Азовстали украинские боевики, которых признал своим символом современный западный мир, украсили свои тела татуировками языческих божеств и даже Бафомета, потому что естественная для язычества модель взаимоотношений – рабство за блага и человеческая жертва как выкуп – является нормальной в постхристианском мире.

Завершает книгу стихотворение луганской поэтессы Елены Заславской «Маргиналии Дикого поля», представляющее степное пограничье рубежом третьего Рима. Это единственное в сборнике произведение, явно выражающее христианское мировоззрение. Человек полагается на Бога, и ему ничего не нужно, кроме дороги и песни, пути и творчества. Здесь нет древних сил, договоров с нечистой силой и архаичных ритуалов. Финальная точка книги – выход в донбасскую степь, на территорию свободы.

Таким образом, идейное содержание всей книги меняет знак, переворачивается и превращается в свою противоположность. Языческий мир Глухомани – это не желанный источник здоровой силы мира, а предупреждение о том, чего не должно быть, о ложной тропе, по которой не нужно идти. Человек рожден свободным, его рабство у монстров недопустимо. Первый шаг к освобождению человек делает сам, когда понимает, что в мире нужно полагаться на Бога, не требующего кровавых жертв, а единственно достойный путь – это путь Христа, возможность положить душу свою за других. Этот путь доступен каждому в любой глуши, и на эту дорогу через дебри глухомани выходит читатель, прочитавший книгу.

Книгу можно приобрести по следующим ссылкам:

  1. Книжный интернет-магазин «Лабиринт».
  2. Электронная платформа «Озон».

 

743
Автор статьи: Ищенко Нина.
Кандидат философских наук, культуролог, литературный критик. Член Союза писателей ЛНР, Философского монтеневского общества Луганска. Автор книг «Локусы и фокусы современной литературы» (2020), «Книжная полка Татьяны Лариной» (2020), «Город на передовой. Луганск-2014» (2020), «Борьба цивилизаций в «Отблесках Этерны»» (2021), «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс» (2021). Редактор-составитель шести сборников Философского монтеневского общества Луганска – «На грани мира и войны» (2015), «Четверть века с философией» (2016), «Донбасс в огне» (2018), «Колышется русское поле… Внемли, Русский мир!» (2019), «Монтень в Луганске» (2020), «Донбасс: философия фронтира» (2021). Редактор сборников стихотворений Е. Заславской «Год войны» (2015), «Бумажный самолёт» (2018), «Донбасский имажинэр» (2020), «Опыты пристального чтения» (2020), поэмы «Новороссия гроз. Новороссия грёз» (2020), книги «Настя, приезжай!» (2022).
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41353
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17040
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9487
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8771

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала