«Девять новелл из повести «Неотправленные письма»
Юрий Козлов о прозе Ирины Горбачёвой
Новеллы Ирины Горбачёвой (в сборнике их представлено не девять, как в названии, а шесть) можно отнести к жанру так называемой «житейской прозы». Они написаны грамотным русским языком, без особой образности и стилистического блеска, но на приемлемом для современной прозы уровне. Все новеллы объединены одной идеей: в жизни даже самых простых людей есть место тайнам. Причём, это не зловещие (как у Достоевского или в западных детективах) тайны, а производное от того, что Александр Грин называл «несбывшимся». Или, напротив, «сбывшимся» в жизни человека, но таким образом, что другие узнали об этом только после его смерти. Оно, это «сбывшееся» и «несбывшееся» в разных житейских проявлениях - и есть главный обобщённый герой новелл Ирины Горбачёвой.
Она пишет добросовестно и увлекательно, хотя, порой, излишне многословно. Пример – открывающая подборку новелла «Ангел мой». Автор хочет погрузить читателя в атмосферу дореволюционной России (не случайно и главную героиню зовут, как жену Льва Толстого Софья Андреевна), но делает это через длинные и несущие мало информации диалоги милых интеллигентных обывательниц. Романтизма (в духе молодого Вертера Гёте и героев Шиллера) в этой новелле, пожалуй, через край. Автор пытается сосредоточиться на описании душевных переживаний Софьи и Григория (он, как и положено в произведениях такого жанра, трагически погибает), но переживания выходят как бы заимствованными из уже известной и прочитанной литературы. В них, увы, нет новизны, свежих мыслей и неожиданных открытий.
Вторая новелла «Тайна» вышла куда более приближенной к реальной жизни. Молодая пара после смерти деда обнаружила его письмо, из которого явствовало, что дед Степан всю жизнь прожил под именем и фамилией своего погибшего во время войны друга. То есть, в действительности он вовсе не Степан. Они вместе воевали в партизанском отряде, но информация об одном из них (о деде) не была вовремя передана в регистрирующие военные инстанции. Отряд был атакован фашистами, почти все, в том числе и друг деда, погибли. Чудом оставшийся в живых дед, чтобы его не приняли за шпиона или предателя, был вынужден воспользоваться документами друга, ну а потом уже было поздно что-либо менять. Как бы к этому отнеслись окружающие?
Такие случаи, действительно, имели место в годы войны, когда суровым проверкам в СМЕРШе подвергались многие солдаты и офицеры с сомнительными, на взгляд проверяющих, моментами в биографии.
Психологически достоверна и новелла «Сквозняк». Здесь речь идёт о «нелюбви», увы, довольно часто отравляющей семейную жизнь мужа и жены. Саша всю жизнь тяготился грубоватой, плохо относящейся к нему Лидой, удерживающей его, как это делали многие женщины в советское время, с помощью гневных писем в парторганизацию по месту его работы. Детей у них не было. Но Саша завёл тайную любовь (в чём признался Лиде в посмертном письме) и многие годы помогал своей второй семье. Автору удалась и концовка новеллы, в которой грубоватая, прямолинейная Лида всё же переступила через многолетнюю «нелюбовь» к умершему мужу, и даже признала как родственников его сына и внука. Новелла оставляет правильное и светлое в психологическом плане «послевкусие». Да, люди слабы и несовершенны, но иногда жалость и доброта (как говорил Воланд в романе Булгакова «Мастер и Маргарита») стучатся в их сердца.
Хороша и новелла «Шайтан», повествующая о поселившемся в дружном многонациональном квартале южного города Никите Сергеевиче – убеждённом доносчике по складу души и характеру. Такие люди были во все времена. Как здесь не вспомнить слова писателя Сергея Довлатова о якобы хранящихся в архивах КГБ «четырёх миллионов доносов», отправленных советскими людьми «куда следует» в недоброй памяти сталинские годы.
Новеллы Ирины Горбачёвой – штрихи к социальному портрету нашего общества в исторической перспективе. Но если, описывающая быт и психологию людей дореволюционной России новелла «Ангел мой» получилась умозрительной и несколько наивной, новеллы, повествующие о советском времени представляются куда более убедительными.
То же самое можно сказать и о новелле «Соседка», посвящённой уже горьким реалиям современного капиталистического общества, когда на первый план в жизни многих людей вышли имущественные и материальные интересы. Они сплошь и рядом разрушают привычные отношения «отцов и детей». Старики-родители превращаются в балласт, от которого «продвинутые» дети стремятся освободить принадлежащую им недвижимость. В случае персонажа из новеллы интеллигентной и тихой Зои Ивановны – квартиру.
Завершающая сборник новелла «Чубчик кучерявый» - лирический рассказ о светлом, скрашивающим на склоне лет жизнь героя (его зовут Евгений) воспоминании о девушке, которую он, собственно, и видел всего несколько раз. Но она, как мечта о счастье, воплотилась для него в идеал женственности и красоты. Близкие советовали овдовевшему Евгению отыскать её. Неважно, что столько лет пошло. Отчего не попробовать через социальные сети «Одноклассники» или «ВКонтакте»? Но он решил этого не делать, мудро рассудив, что в иных случаях красивая мечта предпочтительнее непредсказуемой реальности.
В целом проза Ирины Горбачёвой оставляет неплохое впечатление. Автору удаётся соотнести сюжет и характеры героев с приметами времени, коснуться серьёзных социальных проблем, увидеть в людях то искреннее и светлое, что наполняет даже трудную и полную проблем жизнь смыслом и (иногда) добром и вниманием к ближнему.
Прочитать произведения Ирины можно по ссылке.
Юрий Козлов: личная страница.
Ирина Горбачёва, родилась 22 августа 1956 г. в городе Ростов-на-Дону. С подросткового возраста готовила себя к профессии юриста став внештатным инспектором детской комнаты милиции. Не поступив в ростовский университет, устроилась машинисткой в областной суд и на вечерние курсы делопроизводства и стенографии, где преподавали чудесные педагоги. Благодарна судьбе за встречи с очень хорошими и достойными людьми не только в родном городе, но и в Москве, где вышла замуж и работала сначала в администрации кремлёвской больницы, потом в ГУВД г. Москвы в следственном управлении, в Штабе Московского военного округа. Благодаря своей самой «всё знающей» профессии запомнила много интересных событий, которые спустя годы пригодились при создании сюжетов рассказов и книг. С болезнью ребёнка мужу пришлось поменять профессию инспектора уголовного розыска на водителя. Ирина тоже сменила пишущую машинку на другие орудия труда. Работать пришлось и в детском саду, и мыть полы в кинотеатре, и надомной вышивальщицей. С первой волной кооперации открыла с мужем кооператив, ставший в дальнейшем транспортной фирмой по грузовым перевозкам, где стала директором предприятия до выхода на пенсию. В 1996 году окончила Российско-американскую международную академию «Интерколледж», где изучала основы нотариата, семейное право, психологию, основы предпринимательской деятельности.
На литературных сайтах стала публиковаться с 2007 г., сочиняя стихи и сказки для внуков. Постепенно пришла к прозе: новеллы, рассказы. По совету друзей написала первую с объёмным и жёстким сюжетом книгу о 90-х годах «На пороге миллениума». Каждый год что-то в ней исправляет, переписывает, впрочем, как и в других своих книгах, повестях и рассказах, в которых женские судьбы переплетаются с бытовыми или детективными историями. Книги и сборники рассказов публикует на портале «ЛитРес», на сайте «Одноклассники», где очень хорошо были приняты две серии книг: 1-серия – «Приступить к выяснению» о приключениях молодой пенсионерки «Королева Марго пенсионерка», «Когда расцветёт сакура», «Вновь домой вернутся журавли», «Осознанная необходимость»; 2-серия о работе молодого питерского следователя «Майор Снежина» - «Фотографии на стене», «Старые дела», «Убийства по расписанию». Сейчас в работе 2 книги этих серий. Так же читатели тепло приняли книги «Слушательница» и «Слабая женщина с сильным характером», которая породила много откровений и мнений читателей. Там же публикует для совместного прочтения читателей со своими детьми книги, подборки стихов, сказки и притчи для детей в которых говорится о том, что никогда не надо изменять своей мечте, о бережном отношении к природе, о любви и уважении к людям и животным, о том, что жить интересней под девизом, который Ирина выбрала и для себя: «Добро должно побеждать не только в сказках».