«Дети – такая славная аудитория!»
Интервью с Майей Лазаренской
Каждую осень в Екатеринбурге случается знаковое событие – вручение премии им. В.П. Крапивина. 14 октября, в день рождения Командора в Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи состоялось вручение премии. Писательница из Москвы Майя Лазаренская получила специальный приз – «Выбор библиотек».
М. Лазаренская поделилась впечатлениями от пребывания в Екатеринбурге на премиальных мероприятиях, рассказала о встречах с маленькими читателями, о своём писательском опыте и дала несколько советов начинающим авторам.
Беседовала Ксения Жукова.
Как тебе оказаться в финале премии им. Крапивина?
Это очень-очень здоровское ощущение! Для меня, наверное, Крапивинка – одна из самых значимых премий в детской литературе, и я мечтала когда-нибудь увидеть свое имя в списке финалистов! И вот – чудо случилось!
Какой раз ты на Крапивинке?
Я подавалась три раза, и повезло, как в сказке, именно с третьей попытки.
С чем?
Это повесть «Когда оттаивают мамонты», сейчас она готовится к выходу в издательстве «Аквилегия-М». Это вообще довольно счастливый текст, он успел побывать в лонге «Новой детской книги», с ним я попала в список участников семинара «Как хорошо уметь писать!». И вот – финал Крапивинки и спецприз библиотек!
Спецприз – это...
Мой приз – это выбор содружества школьных библиотек, которые входили в Литературный совет премии. Всего наградили 11 человек, и одного автора из лонг-листа. Это было решение профессионального жюри. Но лауреаты получили денежные призы и значок, а спецприз – это стела и подарок.
В прошлом году случилось печальное событие, ушел сам Командор, кто теперь вместо него вручает приз «Выбор командора»?
Приз «Выбор командора» вручала жена Владислава Петровича – Ирина Васильевна Крапивина. Ирина Васильевна говорила много хороших слов о произведениях, вошедших в короткий список, и удивилась, что в большинстве текстов основной темой стало одиночество героев. Тема созвучна её настроению, но ей показалась грустной эта тенденция.
Я знаю, что после церемонии была какая-то поездка для победителей?
Да, мы ездили в отряд «Каравелла», который был создан Владиславом Петровичем Крапивиным. Я будто в другое измерение попала! Этот клуб – такой островок из моего детства. Это трудно передать словами, но там все и всё дышат Крапивиным. Разношерстная большая семья, сумевшая сохранить для себя совершенно крапивинское понятие чести и морали, светлое и чистое. Чему там только не учатся – фехтование, журналистика, барабанщики, знаменосцы!.. Больше всего потрясает, конечно, что ребята строят настоящие яхты и ходят на них.
Жалко, что не успевала посмотреть фильм про Владислава Петровича, буду ждать его в прокате.
Знакома ли ты с кем-то из тех, кто вышел в финал премии вместе с тобой?
Да, я дружу с Аделией Амраевой и Натальей Шицкой, очень рада за девчонок! С Полиной Иванушкиной, Ольгой Замятиной и Алисой Стрельцовой мы познакомились уже на церемонии награждения.
Читала ли ты тех, кто был вместе с тобой в финале?
Нет, в этот раз я не читала ни одного текста финалистов. Хотя хотелось бы! На церемонии награждения авторы рассказывали о своих произведениях, и все они очень интересны! Буду ждать, когда выйдут книги, я знаю, что тексты, вышедшие в финал, как правило, быстро издаются!
Планируешь ли ты подаваться на Крапивинку и в следующем году?
Участвовать я очень хотела бы, но всё будет зависеть от того, смогу ли я написать достойный, интересный текст. Для меня результаты этой премии – своего рода знак качества. Те критерии отбора, что заявлены в положении премии, и для меня во многом являются основополагающими – как для мамы подрастающего читателя, так и для писателя. И, конечно, стать лауреатом премии – не только почетно, но и помогает быстрее найти дорогу к издателям и читателям. Знаю, что многие издательства отслеживают тексты ещё на стадии лонг-листа и предлагают авторам сотрудничество.
Получается, ты давно пишешь?
Я пишу со школы, но сначала это были стихи, которые я никому не показывала. В институте начала писать прозу, но не детскую. Позже появились статьи для детских журналов «Лазурь» и «Свирелька» на психологические темы (по первому образованию я психолог) и публикации в профессиональных научных сборниках. Не знаю, стоит ли это считать (улыбается). Детские тексты начала писать десять лет назад, тоже уже солидный срок!
Как ты думаешь, что надо делать, чтобы тебя заметили?
Мне кажется, нужно участвовать в различных конкурсах и премиях, писательских семинарах. Сейчас легко найти информацию о конкурсах, которые проводят издательства. Многие редакции именно через конкурсы формируют свои портфели. Можно пойти на литературные курсы (но тут нужно быть внимательнее и выбирать те, которые действительно позволят повысить писательское мастерство и дадут нужный толчок). А ещё – писать, общаться с другими авторами и не опускать руки, даже когда кажется, что у тебя никогда ничего не получится!
Ты часто выступаешь перед маленькими читателями. Я знаю, что ты готовишься очень тщательно: составляешь программу, шьешь персонажей...
Да, я обожаю встречи с детьми, потому что когда видишь эти открытые глазищи, когда они задают свои забавные и немного наивные вопросы, хохочут над смешными рассказами, а потом приносят тебе свои рисунки твоих персонажей, – это такой мощный заряд для автора! Понимаешь, что пишешь не зря, что тебя читают, и сразу хочется писать дальше! Для встреч с самыми маленькими читателями я сшила несколько героев и даже научилась показывать фокусы. Потому что повесть «Осторожно, фокус!» – про цирк, и один из персонажей – иллюзионик Ося – показывает детям фокусы.
Чем для тебя детский писатель отличается от писателя «взрослого»?
Для меня у детского писателя должна быть душа ребенка (улыбается). Или он хотя бы на время может становиться ребёнком. Тогда его тексты не будут скучными и полными «морали в лоб», а его голос не будет звучать свысока. Дети это очень чувствуют. Ведь приятнее, когда кто-то с тобой на одной волне и при этом может открыть для тебя что-то новое.
Почему ты пишешь именно для детей?
Наверное, я сама как ребёнок (смеется). Я могу сказать больше: я и читаю в основном детские книги и получаю от этого огромное удовольствие! А если серьезно, то, мне кажется, дети – такая славная аудитория! Они честны и открыты, они не соврут. Если им книга не нравится, они просто не станут ее читать или слушать. И мне нравится удивлять их или разговаривать по душам, придумывать необычных персонажей и хоть на время «убегать» в сказку!
Можно, я задам банальный вопрос, который очень любят задавать все журналисты писателям: где ты берешь сюжеты?
По-разному. Что-то из жизни, что-то придумываю. Часто сначала появляется герой, а потом к нему приходит сюжет. Например, в «Троянском коте» сначала появилось имя героя – Тип Пиратский, и я стала думать, кто это будет. Сначала хотела сделать корабельного гнома, но их уже много. Тогда я стала думать, какие еще бывают пираты – так родился шпион чайнокус. И от него пошел сюжет. А в «Конкуре» – у меня была героиня, девчонка, которая осталась жить одна в 13 лет. Был прототип – моя подруга. Но саму историю я полностью придумывала. Брала только некоторые факты и вплетала их с сюжет.
Расскажи о своей самой первой книге. Как она возникла?
На самом деле первая книга, на которую был заключен договор, – «Троянский кот», она вышла в финал конкурса «Новая детская книга» издательства «Росмэн» и, как финалисту, мне предложили договор. Но потом в течение двух лет шла работа с художниками. И за эти два года у меня вышло несколько других вещей. Первой книгой, которую я взяла в руки – стала «Осторожно, фокус!» Я отправила в издательство рукопись «Загадки Чаро-парка», эта рукопись к этому моменту получила приз читательских симпатий на конкурсе «Короткое детское произведение» в издательстве «Настя и Никита». И с этой припиской я отправила письмо в издательство «Аквилегия-М». Мне довольно быстро пришел ответ, что повесть понравилась, но она слишком маленькая по объему и нужно либо написать продолжение, либо вторую сказку такого же объема. Я выбрала второй вариант. Так родилась повесть про иллюзионика «Осторожно, фокус!» Вторая история тоже устроила издательство. Обе повести и стали моей первой книгой.
На ком-то ты проверяешь свои тексты или сразу отправляешь в издательство?
Ой, я сначала читаю своим родным. Говорят, что нельзя проверять текст на своем ребенке, но я с этим не согласна. Ты все равно поймёшь его реакцию, если история не зашла. И мой ребенок – довольно суровый критик (улыбается)! А ещё, у нас есть содружество авторов, в которое входят Лада Кутузова, Эльвира Смелик, Люба Романова, и мы читаем друг друга, помогаем исправить какие-то вещи. Со стороны ошибки бросаются в глаза быстрее, чем когда ты «сидишь» в тексте. Есть несколько человек, чье мнение я ценю и к нему всегда прислушиваюсь!
Рабочее место писателя Майи Лазаренской – это...
Это никогда не знаешь, где его найдёшь (улыбается)! Чтобы сосредоточиться на тексте, мне нужна тишина, но у нас в семье – это что-то из области фантастики. Мы все довольно шумные, и у меня часто что-то дописывают лапами кошки и пёс (смеётся)! Поэтому рабочее место писателя Майи Лазаренской – это мечта.
Если бы ты не писала, то что делала?
Писала бы! Я, конечно, люблю шить, люблю музыку, рисовать. Но нахожу себя я именно когда пишу! Не представляю другого.
О премии:
Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина существует с 2006 года и вручается ежегодно 14 октября, в день рождения писателя в Екатеринбурге. Традиционную номинацию «Выбор командора» присуждает и вручает Ирина Васильевна Крапивина, почетный командор отряда «Каравелла».
Об авторе:
Майя Лазаренская родилась в Москве. Окончила РГСУ по специальности «психолог» и Литературный институт им. А.М. Горького. Член Союза писателей России, лауреат конкурса «Новая детская книга», финалист Гайдаровского конкурса, заняла второе место в Международном конкурсе «Золотое перо Руси 2017» и Международном литературном конкурсе «Лохматый друг». Произведения входили в лонг-лист Международной литературной премии «Ясная поляна-2015» и Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру-2017». Участник проекта «Живые лица. Навигатор по детской литературе». Печаталась в журналах «Лазурь» и «Свирелька».