«День откровений»
Юрий Козлов о повести Елены Полещенковой
Тема взросления подростков – одна из вечных в мировой литературе. Не случайно роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» вот уже больше семидесяти лет держит первенство по ежегодным тиражам в разных странах. Подросток видит мир объёмнее и ярче, нежели взрослые люди, ощущает его изломы, извивы, несправедливости болезненнее и острее. Особенно остро он реагирует на ложь, фальшь и цинизм окружающих его людей. Подросток одновременно бунтарь и романтик. Его внутренний мир ещё не «отпочковался» от мечты, идеала, когда мама – всегда совершенство, а папа – всегда герой. Он живёт постепенно исчезающими иллюзиями.
В детстве и юности в человеке больше искренности и, если угодно, простодушия. Популярная в начале прошлого века писательница Лидия Чарская писала в статье «Профанация стыда»: «Дети - ведь тоже люди, правда, маленькие люди, но гораздо более пытливые, чуткие, анализирующие и сознательные, нежели взрослые, даже более сознательные. Порой их гордое, маленькое «я» глухо волнуется, протестует и каменеет, в конце концов, если посягать на их человеческое достоинство...».
Собственно, на этом фундаменте построен и другой бестселлер уже двадцать первого века – «Гарри Поттер». Там подростки-волшебники сражаются с различными проявлениями мирового зла, и это противостояние, несмотря на инфернально-экзотический антураж, увлекает читателя, заставляет сопереживать героям.
Елена Полещенкова написала вполне добротную и живую повесть о десятикласснице привилегированной театральной школы Наде. Повесть написана от первого лица. Автору удалось довольно точно поймать ироничную (это свойственно подросткам) и немного отстранённую манеру повествования. «День откровения» - добрая и спокойная повесть. В ней нет истерического надрыва. Вечные конфликты отцов (матерей) и детей, учеников и учителей, школьников из богатых и бедных семей поданы достаточно корректно, с тёплым юмором и уважением к праву героев (независимо от возраста) жить так, как они считают нужным.
Повесть легко читается. По мере развития сюжета читатель начинает смотреть на происходящие события глазами Нади, принимает её взгляд на мир, начинает жить интересами и мыслями героини. Хороши эпизоды с распределением среди учащихся театральной школы ролей для спектакля «Над пропастью во ржи». Есть много точных и интересных наблюдений над тем, что представляет собой профессия артиста, как ищут (и находят) себя в ней парни и девушки разных характеров, психологических типов и жизненного опыта. Удался автору и образ матери Нади. Несколькими предложениями, описывающими неожиданный наряд, собравшейся в театр матери, Елена Полещенкова изобразила происшедшие в её жизни изменения, связанные, конечно же, с надеждой на возникшие отношения с новым мужчиной. Мать Нади – молодая женщина, и её желание устроить личную жизнь после развода с мужем (отцом Нади) вполне естественно. Запоминается и психологическая коллизия, связанная с живущей на Щпицбергене старшей сестрой Нади – Верой. Вера не смогла выстрелить в идущего прямо на неё белого медведя, пережив в определённом смысле некую инициацию, повлиявшую не только на неё, но и (опосредованно) на Надю.
Автор неплохо владеет литературным языком, но иногда допускает небрежности: «...залажу под прохладное одеяло» (стр. 27), «Все смеются с того, что Егор станет самым успешным из нас» (стр. 30).
Кульминацией повести становится история с заболевшей таксой Евой, которую взял с собой в новую семью переселившийся на хутор отец Нади. Среди ночи он разбудил дочь телефонным звонком, сообщил, что такса при смерти. Надя немедленно попросила о помощи на своей страничке в Фейсбуке. На просьбу чудесным образом откликнулся весь класс, и, в конце концов, Ева была спасена. Отчим одной из девочек на машине доехал до хутора, где обитал отец Нади, отвёз Еву в ветеринарную лечебницу, где ту быстро поставили на ноги.
Такой сюжетный поворот можно принять на веру, но трудно объяснить, почему отец Нади, даже если он живёт на хуторе, и у него нет машины, не сумел вызвать по телефону такси и отвезти таксу в лечебницу, а стал среди ночи будить живущую в городе дочь. Неким общим местом представляется и благостный сетевой порыв оказать немедленную помощь заболевшей таксе. Да, Фейсбук – великая сила, но жизнь грубее и проще.
Повесть завершается на светлой ноте. У всех героев и героинь жизнь, в общем-то, удалась. Кто-то уехал за границу, кто-то стал известным артистом. Подруги Нади удачно вышли замуж. У обретшей семейное счастье главной героини подрастает смышлёная и талантливая дочь.
С одной стороны, такой конец вполне уместен, с другой же – в нём нет нерва, той главной мысли, того откровения, ради которого, собственно, и написано произведение. Река всегда впадает в (житейское) море, но её красота – в порогах, стремнинах, одним словом, в череде, смещении и сплетении ритмов течения. Этого в «Дне откровений» не хватает.
Тем не менее, Елена Полещенкова написала интересную повесть, которая вполне может быть напечатана в литературном журнале или в издательском сборнике молодёжной прозы. Автору удалось создать современный, ироничный, живой характер юной героини, спокойно, без надрыва познающей окружающий мир, внутри которого ей, в общем-то, уютно и комфортно. Это мир современного российского (до ковидного обрушения смыслов и доходов) «среднего класса», когда социальные и политические проблемы в обществе были не столь обострены, как сейчас, и многие люди верили в то, что рано или поздно жизнь наладится. У Елены Полещенковой, вне всяких сомнений, есть литературный талант, а, следовательно, и надежда на то, что рано или поздно её «откровению» в прозе (этому или новому) выпадет удачный «день».
Прочитать повесть Елены Полещенковой можно по ссылке.
Юрий Козлов: личная страница.
Елена Полещенкова, родилась в 1976 году в Минске, где живу и сейчас. По образованию ‒ театровед. Около десяти лет работала в театре заведующей литературной частью. В этот период написала несколько пьес для детей, некоторые из них и сегодня идут на сценах белорусских театров. Мама троих детей. Когда дети были маленькими, писала стихи для малышей. В белорусских издательствах «Мастацкая литаратура» и «Книжный дом» были изданы сборники моих стихов «Крохи» и «Кузнечик». С 2003 года работаю главным редактором журналов «Служба спасения» и «Юный спасатель». Прозу стала писать два года назад. За это время написала около двадцати рассказов и повесть. Из рассказов получился сборник «Однажды в коммуналке», изданный в Ридеро. Рассказы «Весёлое утро» и «Когда Нюра перестала петь» опубликованы в литературно-художественном журнале «Этажи».