«Далёкий туман детства», рассказы, повесть. Юрий Козлов о прозе Розы Исеевой

21.06.2021 7 мин. чтения
Козлов Юрий Вильямович
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на прозу Розы Исеевой.
«Далёкий туман детства», рассказы, повесть

Юрий Козлов о прозе Розы Исеевой

В тонких, лиричных рассказах Розы Исеевой оживает тень великой страны – СССР. Время действия большинства рассказов – трудные послевоенные годы, Казахстан. Вспоминая детство, автор точно и убедительно передаёт атмосферу сурового времени. Это и бедность, и убогость повседневного быта, и сложные домашние отношения, складывающиеся из-за потерь во многих семьях отцов (повесть «Странная гостья»). Да и у тех, кто вернулся, особенно искалеченных войной инвалидов (рассказ «Катя-Катюша»), жизнь была незавидная. Но так существовал в те годы народ, здесь ни убавить, ни прибавить.

Розе Исеевой удалось органично «разбавить» бытовые описания послевоенной жизни в казахской глубинке свежестью восприятия окружающего мира своими героями – маленьких девочек и мальчиков. Дети в её произведениях мудры, спокойны и наблюдательны. Несмотря на драмы и сложности семейных, родовых и родственных отношений, когда внуков воспитывают не родители, а бабушки, а овдовевшие женщины выходят замуж за увечных героев войны и растят чужих детей, герои Розы Исеевой находят в окружающей жизни крупицы добра и заботу со стороны старших. Да, некоторых из них воспитывают отчимы и мачехи, но они не сироты. Народные (у казахов это в крови) традиции сильны. В казахских семьях дети редко остаются без попечения взрослых.

В СССР творилось немало несправедливостей – переселения целых народов, ограничения людей в правах, товарный и продуктовый дефицит, но в стране всё же ощущался дух коллективизма и (пусть не от хорошей жизни) взаимовыручка, взаимное уважение людей разных национальностей. Всё это присутствует в рассказах Розы Исеевой. В сущности, этот дух – невидимый герой повествования. Живущие в одном посёлке люди ощущали себя объединённой стремлением выжить общностью, и это помогало им сохранять надежду на лучшее, верить в будущее. То, что ушло в девяностые годы, и чего так не хватает сегодня.

Цикл прозы Розы Исеевой представляет собой нечто среднее между сюжетными рассказами и лирическими зарисовками. Автор вполне владеет литературным русским языком, удачно передаёт нюансы детских переживаний (рассказы «Мгновения детства», «Рана», «Маленькая солидарность»).

Хороши описания природы. Казахская степь, небо, горные перевалы – важная часть повествования, органично дополняющая детскую картину мира маленьких героев. В рассказах немало точных и запоминающихся деталей. Вот как, к примеру, девочка ищет в толпе взрослых папу-инвалида: «Искала папу меж чужих ног, по своему росту и по костылям. Один – деревянный, упирался в подмышки, другой, железный как трость, выше локтя, с полукругом вокруг предплечья».

Больше других мне понравился рассказ «Коварный сундук» - о том, как из сундука, используемого в сельской конторе в качестве сейфа, пропали деньги. В их пропаже на скорую руку обвинили невинного, доброго и работящего человека по имени Муса, которому пришлось отсидеть семь лет. Муса вернулся в родной аул. А дальше случилось вот что: «Муса перекапывал во дворе грядки, когда прибежал сосед и попросил помочь: в школе намечался ремонт, и надо, мол, передвинуть мебель и тот самый сундук. Муса без разговоров согласился. Зла он ни на кого не держал, отчасти даже был благодарен – пока он отбывал срок, жену взяли уборщицей. И сейчас Толкынай тоже была в школе. Сундук стоял на прежнем месте. Его надо было хотя бы немного отодвинуть, чтобы осыпающуюся за ним стену заново оштукатурить и побелить. Поддевая сундук ломом, пятеро мужчин кое-как его переместили. Толкынай принялась выметать скопившийся за ним мусор. Вместе с мусором выкатился свёрток, перевязанный крест-накрест. Отряхнув с него густую, ожиревшую пылью паутину, развернули. В свёртке лежали деньги». В небольшом этом рассказе, как в капле воды, отразились и люди, и послевоенное время, и условия, в которых они жили.

Повесть «Странная гостья» - это горькая семейная история. Молодая женщина Куляй, потеряв на войне мужа, вынуждена оставить сына свекрови, а сама уезжает в другой конец республики, выходит замуж за инвалида, воспитывает двух его дочерей, но чувствует себя при этом несчастной и неприкаянной. Если «детские» рассказы Розы Исеевой наполнены внутренним драматизмом и живыми подробностями, в повести многие сложные психологические моменты просто проговариваются, то есть объясняются не через мысли, поведение и поступки героев, а посредством авторского изложения. Некоторые места, особенно в конце, начинают напоминать биографическую справку.

В целом же проза Розы Исеевой добротна, правдива и очень личностна. Это литература с элементами мемуаристики, живые воспоминания о прошлом. Камерность этой прозы лишь подчёркивает её искренность, желание донести до читателей оставшиеся в памяти автора воспоминания о послевоенной жизни в степных казахских аулах, где жили люди, благодаря труду и героизму которых СССР выстоял в жестокой и страшной войне.


Произведения Розы можно прочитать по ссылке


Юрий Козлов: личная страница.

Исенгазиева Разия, творческий псевдоним Роза Исеева, 1947 года рождения, родилась в Алматинской области, живет в городе Кызылорда, Казахстан. Мама, бабушка, супруга и просто женщина. Окончила заочное отделение педагогического института, факультет русского языка и литературы для казахских школ. Работала в органах внутренних дел на различных должностях, от регистратора адресного бюро до начальника отдела информационно-вычислительного центра Управления внутренних дел Кзыл-Ординского облисполкома. Закончила службу по возникшим семейным обстоятельствам. Майор милиции запаса. Сейчас на пенсии.

Желание дать собственную оценку тем или иным событиям вылилось в рассказы. Как герой Лермонтова часто задается вопросом: а душу можно ль рассказать? Последние десять лет службы занималась уголовной статистикой. Получала несравненное удовольствие от «игры» цифр, их упрямой логичности и в то же время точности. Благодарна своим учителям, преподавателям, обучившим прекрасному русскому языку.

Публикуется на Прозе.ру.

1065
Автор статьи: Козлов Юрий Вильямович.
Прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий, литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9774
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8905
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7380
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5822

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала