.png)
Что происходит, если пытаешься читать Моби Дика со смартфона
(Роман Орлов, перевод с английского: Naomi S. Baron, What happens when you try to read «Moby dick» on your smartphone, The Conversation, September 30, 2015)
Наоми С. Барон – профессор лингвистики кафедры мировых языков и культур университета Вашингтона. Области ее исследований и интересов: компьютерное общение, письмо и технологии, язык в социальном контексте, овладение языком и история английского языка.
Сегодня, думая о «книге», мы представляем себе предмет размером примерно девять на шесть дюймов, или немного меньше, если речь идёт о каком-нибудь бульварном чтиве. Но цифровое чтение изменило наше представление о размере и объёме и, что более важно, – о том, какой формат больше подходит для конкретного вида чтения: текстовое ли это сообщение, новостная статья, учебник или же художественное произведение.
Общепринятая точка зрения (и я с ней солидарна) предполагает, что для серьёзного чтения с использованием электронных девайсов необходимо, чтобы у них был большой экран (по крайней мере, как у планшета или электронной книги), тогда как для Твиттера или новостей спорта достаточно и обычного смартфона.
Но эти эмпирические правила постепенно изживают себя, поскольку пользователи все больше предпочитают универсальные смартфоны крупным мобильным девайсам. В то время как продажи электронных книг и планшетов падают, продажи смартфонов только растут. Только за 2014 год их было продано порядка 1.2 миллиарда. В связи с тем, что новые поколения смартфонов предлагают всё более широкие экраны и улучшенное разрешение, книголюбы все чаще пользуются для цифрового чтения именно ими. Имеет ли размер значение? Для большинства – несомненно. Чем меньше размер электронного девайса для чтения, тем труднее сфокусироваться, особенно на сложных моментах какого-нибудь диалога или хитросплетениях сюжетной линии. Не удивительно, что электронные книги таких жанров, как романтика и эротика, являются наиболее популярными.
Стало обычным делом ссылаться на Германа Мелвилла или Льва Толстого, когда заходит спор о том, какая литература для каких цифровых носителей подходят лучше (и подходит ли вообще). Вы можете возразить: «Никто не станет читать «Войну и мир» на мобильном телефоне», но именно этот эксперимент провел журналист Клайв Томпсон в начале этого года. Исходя из того, что он вряд ли будет таскать с собой печатную версию романа, он обратил свой взор на устройство, которое всегда было у него под рукой – к своему телефону. Историю успеха Томпсона (позже он быстро расправился с «Моби Диком» и с «Преступлением и наказанием» при помощи всё того же смартфона) можно истолковать двояко: воскликнуть «я же вам говорил!», или же сделать вывод, что исключение из правила лишь подтверждает его. Зная Томпсона, я уверена, что он серьезно отнёсся к чтению этих очень нелёгких по содержанию произведений. Но когда мои студенты пытаются сделать то же самое, они часто признают, что их результаты качественно менее успешны.
Честно говоря, главная проблема чтения с мобильных телефонов или смарт-часов – это не размер страницы сам по себе (библиофилы разных исторических эпох без устали читали книги, умещавшиеся на ладони, особенно молитвенники или сборники стихов). Скорее, для большинства читателей проблема заключается в складе ума. Для тех, кому не хватает самодисциплины, есть программа Freedom, которая блокирует доступ в Интернет на цифровых устройствах, когда вы пытаетесь выполнить какое-либо задание. В любом случае, чтение в мобильном телефоне серьезной литературы (а не обзоров ресторанов или желтой прессы) требует концентрации и усидчивости – черт характера, которыми обладают далеко не все.
Пятьсот лет назад, когда люди молились, используя книгу размером не больше мобильного телефона, было невозможно представить, что их прервет уведомление о текстовом сообщении или какой-нибудь твит. Сегодня наши незаменимые карманные девайсы полны соблазнов, которые то и дело отвлекают наше внимание от повествования автора.
Помимо отвлекающих факторов, остается ещё один вопрос: способны ли мы понять смысл прочитанного с маленького экрана на таком же уровне, что и текст, который напечатан в бумажных книгах или журналах? Здесь нужно учитывать несколько взаимосвязанных факторов: размер устройства, длина самого текста и используемый цифровой носитель.
Что касается размера, то при чтении на небольшом цифровом устройстве количество символов, которые человек может видеть на экране в каждый момент времени, сокращается с примерно двухсот (на мини-планшете или большом смартфоне) до нескольких десятков (на смарт-часах). Цифровое чтение подразумевает под собой постоянный скроллинг (перелистывание страниц), с малой вероятностью увидеть разворот на две страницы сразу – а ведь это одна из главных составляющих ритуала чтения книги на протяжении почти 2000 лет. Энн Манген – специалист по чтению – утверждает, что частый скроллинг на наших мобильных устройствах значительно снижает вовлеченность в процесс осмысления прочитанного.
А теперь подумайте, сколько текста люди готовы осилить за один присест? В эпоху, когда мы всё чаще слышим: «много букв, не читал», читающие с мобильных девайсов – даже со сравнительно большими экранами – менее терпимы к текстам большого объема. Например, веб-сайт longreads.com информирует читателей, особо следящих за временем, сколько слов в определенном тексте и сколько времени потребуется на его прочтение. Экраны становятся всё меньше, и крайне маловероятно, что нам удастся сохранить способность к концентрации хотя бы на том же уровне.
Наконец, рассмотрим сам носитель. Мое исследование с участием студентов университетов в пяти странах мира показало, что 92% из них считают, что они лучше фокусируются на чтении печатного текста, нежели – его электронного аналога.
Если вы читаете на ноутбуке, планшете или используя электронную книгу среднего размера, по крайней мере, само распределение текста по экрану напрямую настраивает вас к чтению. Держу пари, что с уменьшением размера экрана, снижается и способность мозга удержать внимание на том, что там написано.
Когда-то чтение действительно было чем-то особенным. Дети учились читать, следуя за приключениями Дика, Джейн и их собаки Спота. Мой собственный первый букварь «Дик и Джейн» был непомерно большим - его окрестили «слоновий фолиант» – размером около 50-и квадратных дюймов и с огромными буквами.
Для меня и других людей моего поколения эти гигантские фолианты были признаком того, что чтение важно. С появлением современных девайсов с небольшими экранами может ли оно по-прежнему оставаться чем-то особенным? Для большинства из нас, простых смертных, склонных постоянно отвлекаться и придавать значение размеру, ответом зачастую будет «нет».
Источник: The Conversation.
.jpg)
.jpg)