Чегемский космос Фазиля Искандера
Роман-эпопея Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» - история рода, вписанная в историю большой страны, эпическое полотно о чегемском космосе, столкнувшимся с советским космосом, это песня о вечных ценностях: любви, доме, семье.
В сказочную Абхазию, страну героев, переносит нас книга «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера. И вот мы уже едем по горной дороге вместе со старым Хабугом и его мулом, или слушаем голос молельного дерева и гадаем, с чего бы это дерево говорит «кумхоз», или замираем от страха, когда Сандро на празднике танцует перед Сталиным и исполняет дерзкий и опасный трюк, и с облегчением выдыхаем, когда вождь одобряет этот номер.
Фазиль Искандер (1929-2016) родился в Сухуме, вырос в Чегеме. Известность к нему пришла после публикации повести «Созвездие Козлотура» в 1966 году.
«Сандро из Чегема» - роман-эпопея, включающий в себя более тридцати рассказов. Первый рассказ был опубликован в 1966 году, а в 1973 вышло журнальное издание, сильно урезанное и искажённое цензурой. Только в 1979 году полный текст был опубликован в издательстве «Ардис» в США, а затем в 1989 году в СССР вышло трехтомное издание.
Книга повествует не столько о личной судьбе дяди Сандро, сколько о судьбе рода, о семье, о доме, об абхазском космосе, который столкнулся с советской действительностью, о борьбе вечного и нового, которое вторгается в покой Чегема. Дядя Сандро не является главным действующим лицом каждого рассказа, он, скорее, центр, к которому сходятся все лучи. Иногда он о чём-то повествует, иногда рассказчик кто-то другой, например, очаровательный мул, на котором ездит Хабуг.
Дядя Сандро - простой человек с обычной человеческой судьбой. Но его жизнь автор вписывает в большую историю, тесно связывает с историей Абхазии и с высшей силой, которая стоит над всеми людьми. Дядя Сандро - не просто человек, а человек своего времени и своего народа.
Об образе дяди Сандро хорошо сказал литературовед и критик А.А. Генис: «Сандро – тамада, председатель пиров, связанных с продолжением рода и с поминками. И это выводит тамаду за пределы человечества. Он – как ангел смерти и ангел рождения».
Фазиль Искандер с потрясающей, всеобъемлющей любовью относится к своим персонажам. Особенно ярко эта любовь видна в «Рассказе мула старого Хабуга». Как полно, как объемно выписан внутренний мир мула, какой трепет вызывает у читателя его нежная любовь к жеребятам и преданность своему хозяину Хабугу! Светом и теплотой пронизана каждая страница рассказа. Мул не просто так гордится своим хозяином. И даже в самое тяжёлое время, когда хозяин продал его, мул не забывает Хабуга и уповает на его справедливость:
«Мой старик всегда хорошо понимал животных и не выносил неумелого обращения с ними. Вот на это я и надеялся. Я не мог рассказать ему, как меня били, как я три дня без еды и без питья стоял в сарае, что за целую зиму мне не подбросили и вязанки кукурузной соломы, но он мог увидеть своими глазами мою стертую до крови спину и все понять».
Мул поразительно мудр. И хотя ни один человек не обладает волшебной силой, чтобы узнать мысли животного, Фазиль Искандер силой своего художественного таланта наделяет мула сознанием и мудростью. И, может, многие не согласятся с тем, что животное имеет сознание, но в Чегемском космосе, где все пронизано высшей мудростью мироздания, созерцающий и размышляющий мул – явление вполне органичное и закономерное.
О чём же думает мул?
«И вот что удивительно; как меняется отношение к тому, что человек делал, когда меняется отношение к самому человеку».
Поначалу мул был раздосадован тем, что Хабуг продал его, и сразу же невзлюбил нового хозяина, в общем-то, ни за что ни про что и старался показать себя с худшей стороны, разочаровать нового хозяина. Но вот прошло время, и мул изменил своё отношение. Теперь он только и ждёт, чтобы его ещё раз оседлали, тогда-то он покажет свою знаменитую плавную походку! Но - поздно. Новый хозяин тоже продаёт его – тому, кто сотрёт мулу спину в кровь. Но, может, оно и к лучшему? Ведь именно через эту стёртую спину мул и вернётся к Хабугу. В этой бытовой истории о продаже и возвращении мула Искандер показал, что нам не дано знать всех поворотов судьбы. Как лучше? Как хуже? Тот, кто живёт в гармонии с собой и с окружающим миром, получает подарки судьбы.
Так куда же теперь едут Хабуг и мул? Долго, с остановками у двора каждого знакомого, с отступлениями, показывающими не только историю мула или путешествие, но и мир и бытие вокруг, они едут в город к дяде Сандро, сыну Хабуга. Дяде Сандро нужен совет и наставление старшего. Из разговора отца и сына мы понимаем важность семейных ценностей. И хотя новое поколение отрывается от старого, живёт уже иначе, но корней своих не забывает. Это история о тесной взаимосвязи поколений, о сохранении традиционных ценностей, о памяти рода.
Многие, даже, на первый взгляд, незначительные события жизни, которые могли бы и ускользнуть от внимания простого обывателя, в Чегемском эпосе становятся значимы. Всё происходящее соотносится с высшим смыслом бытия, всё вписано в законы мироздания. В Чегемском космосе каждая деталь значима и для героев всегда имеет бытийное значение.
В рассказе «Тали - чудо Чегема» как будто сама по себе раскачивалась люлька с ребёнком. Кто же посетил маленькую Тали, дочь дяди Сандро: посланец аллаха или шайтана?
«Вбежав на веранду, она увидела, что люлька опять раскачивается, а ребенок, выпростав руки, изо всей силы сжимает кулачками амулет. Тетя Катя выхватила девочку из люльки, ощупала ее и, убедившись, что она цела и здорова, снова вложила ее в люльку и тут только заметила, что тонкий слой муки, насыпанный вокруг люльки, исчез.
Тут, по ее словам, она испытала легкое помутнение разума: с одной стороны, ласточки явно гнались за посланцем шайтана, с другой стороны, люльку мог раскачивать только посланец аллаха. С одной стороны, нет следов богохула, топчущего символ хлебосольства, с другой стороны, сам символ куда-то исчез. Уж не действуют ли обе силы разом, не разыгралась ли у люльки ее единственной дочери битва потусторонних сил?»
Кстати, как потом выяснилось, защитный круг муки исчез по совершенно обыкновенной бытовой причине. Но ведь покуда этого не знаешь наверняка, окружающий мир полон тайн и загадок бытия! Впрочем, и после волшебство никуда не уходит, им пронизан весь окружающий мир.
Книга полна и лирических, и философских отступлений.
«Сюжет сна можно сравнить с обезьяной, которая с кинокамерой на шее пробежала по джунглям нашего подсознания. А может, это хлам жизни, вынесенный прибоем на пустынный берег. И вдруг среди сотен бессмысленных кадров мы находим несколько, приоткрывающих истинный смысл увиденного в прибрежном хламе, какой-то никчемный лоскуток тупой болью отяжелил наш сон, и мы, проснувшись или еще во сне, догадываемся, что он напомнил нам платье давно любимой женщины, а мы-то думали, что все позабыто...
И тут мы начинаем понимать, что нужны были сотни нелепых кадров, чтобы сделать убедительными те два-три, которые приоткрыли нам смысл. Ведь если бы все кадры более или менее логически приводили бы нас к смыслу, мы могли бы заподозрить, что кто-то подсунул нам нравоучительную басню. Убедительность находки тем жгучей, чем подлинней мусор, из которого мы ее извлекли...».
Чегемский космос кажется сказочным и загадочным. И этот космос сталкивается и соединяется с советской реальностью. Почему вдруг молельное дерево начинает говорить «кум-хоз»? Что же, оно призывает к коллективизации и к вступлению в колхоз? Кажется, что так. Впрочем, история эта куда более глубокая и драматичная, чем может показаться. А сколько ещё тайн мироздания, больших и маленьких, скрыто на страницах этой книги! Чегемский космос – это вечность.
«Сандро из Чегема» - история рода, вписанная в историю большой страны, эпическое полотно о чегемском космосе, столкнувшимся с советским космосом, это песня о вечных ценностях: любви, доме, семье.