.png)
«Большое произведение искусства... и учит, и мучит-будоражит, беспокоит... Это не «чтение в гамаке»
100 лет со дня рождения литературоведа, культуролога и семиотика Юрия Михайловича Лотмана
Юрий Михайлович Лотман родился 28 февраля 1922 года в Петрограде, в семье юриста.
Под влиянием отца, образованного человека, любящего искусство, и старшей сестры Лидии Лотман (1917–2011), известного литературоведа, Юрий с юных лет активно занимался филологией.
В 1939–1940 году начал учиться на филологическом факультете ЛГУ, но был призван в армию. Всю войну Лотман служил связистом в артиллерийском полку. К учёбе смог вернуться в 1946 году.
Преподавателями филфака ЛГУ в те годы были Б.М. Эйхельбаум и Б.В. Томашевский (бывшие «формалисты»), специалисты по фольклору М.Я. Азадовский и В.Я. Пропп. Лотман учился у Г.А. Гуковского (специалиста по литературе XVIII века) и у Н.И. Мордовченко – исследователя русской критики.
Уже в годы учёбы Лотман занялся исследованием творчества Н.М. Карамзина, которое продолжал изучать на протяжении жизни. Также он обнаружил неизвестный до сих пор документ, связанный с началом декабристского движения.
В конце 40-х от репрессий пострадали многие преподаватели – теряли работу. Г.А. Гуковский был арестован. Гонения евреев («борьба с космополитизмом») отразились и на судьбе Лотмана. Окончив университет с отличием, он должен был поступить в аспирантуру. У него фактически была готова диссертация. Но в Ленинграде тех лет это было нереально.
Узнав о вакансии в Учительском институте в городе Тарту, Лотман переехал в Эстонию. Учительские институты готовили учителей, которые могли преподавать в начальной и средней школе.
Вскоре начал читать лекции в Тартуском государственном университете, получил должность старшего преподавателя.
В 1951 году Лотман защитил кандидатскую диссертацию, в 1961 году – докторскую на тему «Пути развития русской литературы преддекабристского периода».
В 1960–1977 годы Лотман возглавлял кафедру истории русской литературы в Тартуском университете.
В своих ранних работах Лотман обращается к русской литературе XVIII – первой трети XIX века, пишет об А.Н. Радищеве, Н.М. Карамзине, по-новому интерпретируя идеи и творчество обоих прозаиков. Исследует литературу начала XIX века, поэзию декабристов. Также представляет интерес монография Лотмана о литераторе начала XIX века А.С. Кайсарове.
Начиная с 60-х годов, Лотман стал разрабатывать теоретические идеи структуральной поэтики и семиотики – принципиально новые методы изучения литературы и культуры. Его соавторами становятся московские учёные различных специальностей – Вяч. Вс. Иванов, А.М. Пятигорский, В.Н. Топоров, И.И. Ревзин, братья Успенские.
Определённая структура – система закономерных связей между элементами – есть у любого предмета изучения. Это установили учёные-естественники. Постепенно к этому пришли и гуманитарии. Структурные методы в языкознании разрабатывали в Пражском лингвистическом кружке, начиная с 1926 года. Вместе с чехами в кружке работали наши эмигранты Р. Якобсон и Н. Трубецкой.
Язык стали рассматривать как упорядоченную систему (структуру). От анализа структуры языка учёные пришли к тому, что существует строгая закономерность и в произведениях литературы.
В середине XX века в Европе и Америке сформировалось направление в науке и философии – структурализм: попытка выработать точные методы исследования в гуманитарных дисциплинах. Исходной была идея, что общение между людьми происходит посредством определённых знаков. Такой же системой условных знаков является и язык.
Семиотика – наука о знаках. Лотман начинает изучать с точки зрения семиотики художественные произведения, а также культурную деятельность людей. Всякая система – знаковая, и с этой точки зрения её и нужно рассматривать.
Была создана «Тартуско-московская школа семиотики». В Тарту проходили конференции и издавались труды. Ю. Лотман и Зара Григорьевна Минц (1929–1990), его супруга, возглавляли эту работу.
Благодаря ряду факторов семиотика в СССР не была запрещена, но официальной наукой признана не была и периодически подвергалась гонениям. Всё давалось с большим трудом и сопротивлением. Уже в то время работы Лотмана и его коллег получили мировое признание.
Суть структурного анализа поэтического текста: в произведении содержится сообщение для читателя, которое ему нужно понять. Один язык – одни общие правила. Элементы языка служат для создания смысла.
Знаки естественного языка (на котором говорят люди) являются «первичной моделирующей системой», текст – «вторичной».
Тексты особым образом закодированы – именно с помощью языка. В языке художественной литературы все элементы могут обретать и дополнительный смысл – каждый звук, каждое слово, особенно «непонятное».
Художественный текст – это «сложно организованный смысл», по словам Лотмана. Формалистов (во главе с Ю.Н. Тыняновым (1894–1943)) больше интересовало то, как сделано произведение, не особо вникая в смысл. Структуралисты московско-тартуской школы своей целью ставили воссоздать художественное целое.
Близки к семиотике и теория информации, и достижения кибернетики. Соединение их достижений с подходом структуралистов дало блестящие результаты.
Художественный текст, его многозначность и целостность, изучался на разных уровнях – от фонетики до сюжетной и мотивной структур.
Текст, являющийся частью культуры, представляет собой «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» (фрагмент из статьи Ю. Лотмана). Текст несёт столь сложный смысл, что даже сам автор не знает, о чём говорит его произведение.
Далее Лотман ввел понятие «семиосфера» (1984): анализировались уже не замкнутые художественные структуры (отдельные произведения), а явления культуры как элементы единого смыслового поля. В научный инструментарий Лотмана входят теория информации, кибернетика, теория систем и структур, учение о функциях мозга, а также идеи синергетики; при этом все его изыскания основаны на материале мировой культуры, прежде всего, русской.
Главные теоретические работы Ю.М. Лотмана – «Лекции по структуральной поэтике» (1962), «Структура художественного текста» (1970) и «Анализ поэтического текста. Структура стиха» (1972).
Были изданы «Лекции по структуральной поэтике» (1964), «Статьи по типологии культуры» (1970–1973) – исследования Лотмана по теории и истории культуры. В 1990 году книга о семиосфере и семиотике культуры вышла в Англии и США в переводе на английский язык. В 1992 году в России вышла в свет книга «Культура и взрыв», исследующая механизмы развития культуры.
Лотман писал и книги научно-популярного характера. Среди них – комментарий к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (1980), биография А.С. Пушкина (1982), роман-биография «Сотворение Карамзина» (1987), сборник статей «В школе поэтического слова» (1988).
Автор и здесь был новатором – биография писателя рассматривается как продолжение его творчества, страницы жизни сопоставляются с поведением его героев.
Книги Лотмана по киноискусству: «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» (1973) и «Диалог с экраном» (1994; совместно с Ю. Цивьяном).
Незадолго до ухода из жизни Лотман записал цикл лекций о русской культуре для ТВ. Скончался в Тарту в 1993 году.
Ю.М. Лотману принадлежат слова о том, что «большое произведение искусства открывает перед читателем такую сложную систему связей, такое переплетение причин, следствий, оценок, характеров, что раскрыть законы художественного целого – огромный, а до конца и невозможный, труд. Такое произведение и учит, и мучит-будоражит, беспокоит... Это не «чтение в гамаке»».
В качестве обложки использована иллюстрация Виолетты Лукаш, профиль в Инстаграм.

