.png)
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября) 1892 года в Москве. Отец Иван Владимирович – учёный-историк, профессор Московского университета, создатель Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина). Мать Мария Мейн была пианисткой.
Мать заболела чахоткой (скончалась в 1906 году), лечение проходило в Европе, дети – Марина и младшая Анастасия – находились с матерью, учились в пансионах. Марина свободно владела французским и немецким языками, в 1909 году прослушала курс французской литературы в Сорбонне.
В Москве познакомилась с В. Брюсовым, Эллисом (Л.Л. Кобылинским) и другими поэтами-символистами. В 1910 году за свой счёт и тайком от отца выпустила поэтический сборник «Вечерний альбом».
Это было исключительным событием: в те времена молодые одарённые поэты сначала публиковали стихи и подборки в журналах, и только затем издавали авторские сборники. Но Марина поступила по-своему.
Первая книга Цветаевой – своеобразный дневник гимназистки, в стихах Марина рассказала о домашней жизни, прогулках с матерью и сестрой, занятиях музыкой, любви к чтению. Сборник поделен на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени».
Также формировалась как поэт в атмосфере дома поэта М. Волошина в Крыму, четырежды гостила в Коктебеле. Волошин первым написал статью о её дебютном сборнике, выделив главное в стихах М. Цветаевой – искренность. «Автор владеет не только стихами, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. «Вечерний альбом» – это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием».
В 1911 году в Коктебеле Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном, в 1912 – выходит за него замуж.
В 1912 году издана вторая книга Цветаевой «Волшебный фонарь» – с посвящением мужу (тематически она продолжает «Вечерний альбом»), в 1913 году был сложен сборник «Из двух книг».
В сентябре 1912 года родилась дочь Ариадна, мать считала её «внутриутробно гениальным ребёнком»; всю жизнь матери они были близки и поддерживали друг друга.
«Вся моя жизнь – роман с собственной душой», – так утверждала Марина Цветаева. А в душе её, страстной и мятущейся, вера в Бога боролась с безверием, уживались ужас перед старостью и смертью и «безумная любовь к жизни, судорожная, лихорадочная жажда жить». Сильные чувства, в том числе любовные, встречали непонимание у большинства людей.
Непростые, противоречивые отношения связывали Марину с поэтессой Софьей Парнок. В 1914–1915 годы Марина посвятила ей цикл стихотворений. Большое значение для Цветаевой имело творчество современников, она посвящала стихи О. Мандельштаму, А. Ахматовой, известен её цикл «Стихи к Блоку».
С Б. Пастернаком вела многолетнюю переписку. Из писем, теперь доступных читателю (его письма к ней сохранились, а её в основном утрачены), понятно, что двух поэтов связывали сильные любовные чувства, а также – чувство родства душ, восхищение талантом другого, неподдельный интерес к поэту и человеку.
Пишет о России, русских поэтах, её лирическая героиня – личность сильная, самостоятельная, своенравная – чувствует мир, людей и жизнь чрезмерно, почти невероятно.
Конечно, современникам было очень трудно понять личность такого размаха. Утешением для поэта становится мысль о том, что лирическая героиня и другие значимые герои её произведений способны жить в неких иных временных пластах и пространствах; их спасение – в мире души, поэзии, в любви.
Отношение к революции 1917 года у Цветаевой сложное. Прежняя жизнь полностью разрушена. К тому же, насилие любого рода в её представлении невозможно. Муж – белый офицер, уходит на фронт (в цикле стихов 1917–1921 «Лебединый стан» Цветаева поддерживает белое движение).
В 1917 году родилась дочь Ирина. Через год малышка умерла в детском приюте, при трагических обстоятельствах – мать поняла, что в голоде и эпидемии сможет спасти только одну дочь. Забрала и выходила Ариадну (Алю).
Марина продолжает много писать, в этот период помимо стихов (порядка 300) был создан цикл пьес, поэма-сказка «Царь-девица», поэма «Молодец».
Следующие книги – «Версты» (1921–1922) и «Ремесло» (1923); проявляется большой интерес к русской народной поэтической традиции, фольклору, и на его основе создаётся свой поэтический мир.
В 1922 году Цветаева с дочерью перебирается сначала в Берлин, затем в Чехию к мужу. Несмотря на трудный быт и безденежье Цветаева продолжает много работать. «Чешский» период выделяют как самый удачный в поэтической судьбе Цветаевой. Издаются книги, проходят литературные вечера.
В 1925 году родился сын Георгий (Мур). Осенью того же года семья перебралась во Францию. Здесь Марина проживёт более 13 лет.
Жилось ей здесь очень трудно. Окружение не могло принять и простить ей любовь к России и неоднозначное отношение к октябрьской революции.
Да и в материальном плане оказалось ещё труднее, чем в Чехии.
В эмиграции выходят последний прижизненный сборник стихов Цветаевой «После России» (1922–1925, 1928); в 1926 году написаны «Поэма горы» и «Поэма конца»; трагедии на античные сюжеты: «Тезей» («Ариадна», 1927), и «Федра» (1928). Последний поэтический цикл «Стихи к Чехии» (1938–1939) при жизни не публиковался.
В 1926 году Цветаева вела переписку с Р.М. Рильке (их заочно познакомил Б. Пастернак). Как поэт, отозвалась на смерть Рильке в 1927 году, которая потрясла её.
Написала стихи «Памяти Сергея Есенина», цикл-реквием «Маяковскому».
Особенное отношение к творчеству и личности А.С. Пушкина Цветаева выразила в книге 1937 года «Мой Пушкин». Переводила его стихи на французский.
Писала и прозу, которая в отличие от стихов, была востребована за границей. «Дом у Старого Пимена» (1934), «Мать и музыка» (1935) – автобиографические произведения.
Воспоминания о М. Волошине («Живое о живом», 1933), А. Белом («Пленный дух», 1934), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936).
Известны статьи Цветаевой «Искусство при свете совести», «Поэт и время».
Жить за границей становилось всё трудней. К тому же, муж и дочь Ариадна мечтали о возвращении на Родину. Ради возвращения в СССР С. Эфрону пришлось стать агентом НКВД. Так он оказался замешан в политическом убийстве. Бежал в Москву. Летом 1939 года в Москву возвращаются дочь Ариадна, а следом – Марина Цветаева с сыном.
Дочь и муж вскоре были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна провела 15 лет в заключении, реабилитирована в 1955).
У Цветаевой практически не было средств к существованию. Негде было жить, на работу не принимали. Стихи её не издавались.
В начале войны они с Муром оказались в эвакуации в Елабуге. Доведённая до отчаяния, Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Чемодан с рукописями Цветаевой удалось сохранить.
В 1956 году вышла подборка Цветаевой в альманахе «День поэзии».
В 1957 году Ариадна Эфрон, хорошо знавшая и ценившая творчество матери, впервые попыталась издать в СССР собранную ею и А. Саакянц книгу. Книга «Избранное» вышла в 1961 году. С этого момента творчество Цветаевой впервые стало открываться русскому читателю.
Творчество Цветаевой сродни её личности – человека эмоционального, искреннего, мятущегося, ярко одарённого. Её чувства – невероятной силы, её слог – неповторим. Её судьба – одна из самых трагических в истории литературы.
Ариадна Эфрон в письме П.Г. Антокольскому (от 27.11.1967) написала о матери так: «Удивительно, что М. Ц., бывшая в непрерывном движении и росте, требовала от человеческих отношений абсолютной стабильности – на недосягаемой для них высоте. Эти Эвересты чувств (всегда Эвересты по выси, Этны и Везувии по накалу) людям недоступны; можно вскарабкаться лишь раз, и сейчас же обратно, в долину. Воздух ее чувств был и раскален, и разрежен, она не понимала, что дышать им нельзя – только раз хлебнуть! Ее движение (во всем, в творчестве, да и просто в жизни дней) всегда было восхождением; движения же с вершин (чувств, талантов и т.д.) – вниз, столь свойственного людям, она не понимала; всех обитателей долин ощущала альпинистами. Не понимала человеческого утомления от высот; у людей от нее делалась горная болезнь».
Единственный прижизненный портрет М. Цветаевой создала живописец Магда Нахман, в Коктебеле летом 1913 года.
Действует сайт о творчестве поэта.

