«Анти-канселинг» или как писателю сохранить свою точку зрения?

28.04.2020 8 мин. чтения
Сахнов Павел
В сообществе, относящемся к «кансел-культурe», сказав или написав​ что-то некорректное, можно потерять друзей, фанатов, читателей. Сексизм, расизм, эйджизм или эйблизм, какие еще темы табуируются обществом​ в 2020 году?​ Как писателю сохранить свою точку зрения и при этом избежать ненужных конфронтаций?

«Анти-канселинг» или как писателю сохранить свою точку зрения?

Что такое «кансел-культура»?

Это форма реакции общества на высказывание или действие, задевающее чувства обособленной группы лиц, которые относятся к тем или иным меньшинствам, субкультурам, религиозным течениям, квир-сообществам и так далее.

В детстве я слышал социалистическую поговорку: «Если ты плюнешь на коллектив, коллектив вытрется или не заметит. Если коллектив плюнет на тебя, ты утонешь». Сейчас я вижу, как те, кто осуждал и осуждает коммунистический строй, активно используют его главный инструмент — принуждение. Они заставляют члена общества жить и мыслить в соответствии с «линией Партии», в ущерб его индивидуальности. Сейчас Партии нет. Зато есть сообщества, которые диктуют, во что верить, как говорить и как одеваться. И не смей перечить, иначе будешь «отменён».

Мир Оруэлла создаёт не Большой Брат, а миллионы маленьких сестричек. Человек идёт, стараясь не наступать на стыки плитки, из которых торчат тысячи разных «измов»: «феминизм», «сексизм», «эйджизм». Шаг в сторону — и вот ты уже заключён в квадратные скобки остракизма. И черепки с твоим именем хрустят под сапогами диванных войск.

Недавно я увидел заметку в ленте подписок. Приведу её полностью: «В американском городе Кроули полицейские использовали сирену из фильма «Судная ночь», чтобы предупредить о начале комендантского часа. В фильме она обозначает старт 12-часового промежутка, в который все преступления, включая убийства, становятся законными. Начальник полиции извинился за это и заявил, что не знал, откуда эта сирена». Сначала смешно, но, если подумать, — страшно. Полагаю, что это просто травля полицейского скучающими пользователями интернета. Но люди в США слишком напуганы тем, во что может вылиться любая неосмотрительность, и сразу же бегут извиняться. Это — жизнь в страхе. Я не смотрел этот фильм. Наверняка есть тысячи людей, которые его не смотрели. И нам совершенно всё равно, что сигнал, предупреждающий об опасности и, возможно, спасающий чью-то жизнь, похож на сирену из какого-то фильма.

Эта заметка удивительным образом созвучна с темой статьи. Хотя относится к ней лишь косвенно. Вспоминаются промахи российских дизайнеров, в спешке или по незнанию использовавших для плакатов в честь Дня Победы изображения немецких танков. Или актёр Петров, станцевавший в форме фашиста на телевидении. Я понимаю чувства тех, кто был возмущён. Однако не разделяю логики нападок на танцора. Но я отвлёкся.

Как же «писателю сохранить свою точку зрения и, при этом, избежать ненужных конфронтаций»? Ведь сказав или написав что-то некорректное, можно потерять друзей, фанатов, читателей. Но я считаю, что писатель не должен заботиться о том, чтобы избегать конфронтаций. Не обязан вымарывать слова, которые могут не понравиться квир-сообществу. Конфронтация — это спор, а в споре рождается истина. Я утверждаю, что у писателя на Земле есть высшая цель, а достижение истины — её часть. Возможно, вовремя сказанное непопулярное мнение писателя спасёт мир от падения в бездну толерантного хаоса.

Вы ещё помните, кто такие эмо? Субкультура эмо была очень полезна для современной культуры, ведь они первыми показали, что эмоции — это нормально. Благодаря эмо в современном мире стали возможны акции вроде «#MeToo»*. И где теперь эти мальчики, похожие на девочек, и девочки, похожие на мальчиков, похожих на девочек, плачущих по любому поводу? Они не исчезли, но переродились, эволюционировали.

Я помню, как на набережной Адлера в 2007 году меня чуть не побила толпа обозлившихся эмо-боев, потому что я насмехался над ними. Но подоспели мои друзья, и эти парни в розово-чёрных кофтах не решились вступить в бой. Сейчас мне стыдно, но, при этом, я считаю, что третировать эмо было полезно для общества. Представьте, что было бы с эмо-культурой, если бы общество позволило им диктовать, как жить всем остальным? Если бы эмо могли, допустим, подать в суд на того, кто не проявил эмоций. Это — абсурдный пример, но чем идеология эмо хуже идеологии любителей книг, или домашних пекарей или «бодипозитивщиков»?

Никто не в праве ради своего комфорта заставлять других людей жить в ожидании окрика. Когда кто-то пытается диктовать остальным своё мнение, как единственно верное, и травить людей, чьё мировоззрение неудобно, нужно напомнить миру, что он прекрасен именно в своём многообразии. Как бы ни была правильна идеология какого-то меньшинства, она не должна быть выше человечности. А если таких идеологий становится слишком много и любое сказанное вслух слово кого-нибудь да оскорбит? Разве ради такого счастливого будущего погибали наши предки?

Я думаю о предыдущих поколениях... Боялись ли они потерять друзей? Было бы глупо утверждать, что нет. Останавливал ли их страх, когда дело касалось истины, их собственной или общественной? Возможно, кого-то и останавливал. Но что мы теперь знаем и помним о тех, кто предпочёл сохранить то, что имеет? Практически ничего. А у тех ребят, которых мы помним и чтим, выбор был сложнее, речь шла не о подписчиках и «лайках». Зачастую на кону стояла жизнь, порой не только своя.

И что мы видим теперь? Всё превратилось в хаотичный абсурд, и писатель взвешивает каждое слово, но не для того, чтобы яснее и звучнее выразить свою мысль, а для того, чтобы угодить всем и не задеть чувств тех, кто уверен в своём праве судить. И где же за всем этим сам писатель?

Воспитанные люди не устраивают скандал, если им что-то не нравится. У меня есть канал в Телеграм – Дневник начинающего писателя. У канала есть подписчики. Когда им не нравится моё мнение, они просто отписываются. И, хотя мне бывает обидно в такие моменты, это — их право. А если бы на каждую мою фразу мне устраивали скандал? Как долго я бы ещё продолжал вести этот канал? Наверняка я бы пытался некоторое время писать так, чтобы нравилось всем, а потом удалил бы всё и больше никогда не решился высказывать своё мнение.

Я — писатель, в том числе, и потому, что испытываю удовольствие от этого статуса, а жизнь в постоянном ожидании окрика может испортить любое удовольствие.

Писатель, ты всё равно умрёшь, с «лайками» или без, а вот запомнят тебя, только если ты будешь говорить громко и внятно, всегда стоять за правду, чем бы это тебе ни грозило. Но, с другой стороны, щадить чувства тех, кто не может за себя постоять, тоже необходимо. И ни в коем случае не позволять себе оскорблять намеренно. В общем, рыцарем будь!

* Хештег «MeToo» («ЯТоже») активно распространялся в соцсетях в октябре 2017 года в знак осуждения сексуального насилия и домогательств.

2427
Автор статьи: Сахнов Павел.
35 лет. Родился в Казахстане, живет в Москве. По первому образованию бухгалтер. По второму программист. Пишет с 2017 года. Публиковался в интернет-журнале «Рассказовка» и на bookscriptor.ru. Участник семинара СМЛ Союза писателей России в Химках в 2020 году.
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ БЛОГИ

Сычёва Владислава
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства.
41298
Кравченко Марина
Поль Гоген и Чарльз Стрикленд в романе Сомерсета Моэма «Луна и грош»
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» отражен творческий путь французского художника Поля Гогена. В книге он зовётся Чарльзом Стриклендом. У героя и его прототипа много общего. Но есть и различия. Чем готов пожертвовать творческий человек ради реализации своей миссии на земле? Жизненный выбор Гогена и Стрикленда сходны, главное различие между реальным человеком и литературным персонажем – в отношении к людям, собственным поступкам и окружающей действительности.
17016
Кравченко Марина
Максим Горький: история успеха, или как все начиналось
Максим Горький (1868-1936) – русский и советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков. Устоявшимся является употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом – Алексей Максимович Горький. Полное собрание сочинений Горького составляет 60 томов. Наиболее известные его произведения – «На дне», «Песня о Буревестнике», «Жизнь Клима Самгина», «Мать». С 1932 по 1990 год имя Горького носил его родной город — Нижний Новгород.
9475
Турбина Надежда
Джон Р. Р. Толкин и Клайв С. Льюис – два разных подхода к созданию фэнтези-миров
Как так вышло, что Джон Рональд Роуэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис стали законодателями жанра фэнтези в литературе и авторами чуть не самых значимых книг XX века? Как и всё самое важное в жизни, это получилось случайно. Толкин и Льюис познакомились в 1926 году в Оксфордском университете, где оба преподавали филологию, и прямиком оттуда отправились в «экспедицию» в ранее неизвестные никому дебри волшебных миров.
8764

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала