Всероссийский открытый фестиваль молодых поэтов «Мцыри» проводится ежегодно с 2004 года. Цель проекта – поддержка и развитие творческих дарований молодых авторов до 27 лет, формирование их мастерства на основе жизнеутверждающих позиций, традиционно социально значимых духовно-нравственных и созидательных ценностей.
В этом году фестиваль традиционно прошёл в Москве в дни, приуроченные ко дню рождения М.Ю. Лермонтова, – 15 октября.
Аминат Ходова – победитель в спецноминация от главного редактора портала Алексея Небыкова.
В настоящее время Аминат – студентка 3 курса факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета (СОГУ). Родилась в Екатеринбурге в 2003 году. С 7 лет живёт во Владикавказе, который называет своей малой Родиной. Окончила Владикавказский торгово-экономический техникум.
Аминат, разрешите поздравить Вас с высокой оценкой творчества на фестивале молодых поэтов «Мцыри»! Расскажите, с чего начались ваши занятия поэзией?
Читать научилась немного раньше сверстников и с того момента была погружена в художественную литературу. А когда ребёнок читает много стихов и рассказов – он хочет начать писать что-то своё. С детства я писала стихи. Приблизительно начала сочинять в девять, но наставников никогда не было. Учителя литературы и старшие просто всегда восторгались, а мне никогда мои работы не нравились. Я не могла объяснить чем, но всегда думала о том, что могу намного лучше.
Одна из особенностей ещё у меня была и заключалась она в том, что я о себе в стихах писала в мужском роде. Мне хотелось писать что-то вдохновляющее и немного воинственное, но с моим образом такие стихи не особо связались. Забавно, наверное, видеть хрупкую, кудрявую девушку с тихим голосом, которая призывает людей к подвигам. Проще было представлять мужчину, который бы читал их и они ему подходили.
Скорее всего, вашему отбору в финал конкурса «Мцыри» предшествовало некое вхождение в литпроцесс вашего города, края. Расскажите, как это произошло.
Во время обучения в техникуме мне посоветовали пойти в городскую библиотеку, где проходили собрания поэтов нашей республики Северная Осетия. От них я тоже особо отклика не получала, потому что большинство были старшего возраста и писали на родном языке. Всё что слышала, была похвала. В какой-то момент и сама начала верить, что, наверное, всё хорошо. Меня знали по каким-то региональным и школьным конкурсам. Позже поэтов с наших собраний объединили в секцию поэзии при союзе писателей РСО-Алания, и я оказалась там.
В год моего поступления в СОГУ на факультет журналистики руководитель секции поэзии Союза – Залина Басиева, попросила меня прийти на отборочный этап Всероссийского фестиваля молодых поэтов «Мцыри» в нашей республике. Я подготовила пару стихов и пришла. Ужасно переживала и ужасно выступила. Мне всегда очень тяжело даются выступления с собственными работами. Но тем не менее, я оказалась среди приглашённых в Москву.
Расскажите, как прошла ваша первая встреча со столичными литераторами и коллегами из других регионов России? Как вас приняли? Как бы вы сформулировали свой первый опыт входа в литпроцесс?
Директор фестиваля Александр Чистяков и поэты на мастер-классах устроили мне хорошую шоковую терапию, и я, наконец, начала понимать, что именно мне не нравится в моих стихах. Наконец-то получилось осознать, что есть куда расти. Особое внимание мне всегда уделяет Татьяна Аксёнова. Очень многое я узнаю именно от неё.
На протяжении трёх лет я стабильно раз в год приезжаю на фестиваль «Мцыри» в Москву, чтобы набираться опыта и общаться с такими же ребятами, как я. И всегда меня сопровождает мама. Тоже хочет послушать талантливых молодых ребят, как и я.
Расскажите, как относятся к вашим творческим занятиям в семье? Кто ваш первый читатель?
В семье моё творчество очень любят. Первым читателем, естественно, была мама. Часто именно она является двигателем моего процесса. Предлагает темы и напоминает мне о стихах во времена творческого застоя. Очень любят мои работы и бабушки. Сестру иногда в стихах упоминаю. Отцу редко стихи показываю, но я знаю, что часто мама сама ему показывает, и он их хвалит.
С чего обычно начинается работа над новым стихотворением, что помогает вдохновению? Сколько времени уходит на доработку и окончательную редакцию текста?
Доработка стихотворения может длиться всю жизнь. Идея обычно появляется внезапно или с подачи семьи. Что-то заинтересует и хочется это быстро описать. Накидать основу для стихотворения очень просто. А потом наступает самый сложный процесс – переделки. Часто во время доработки стихи до неузнаваемости меняются. С какой-то стороны меня это веселит, а с какой-то угнетает. Иногда получается так, что стихи и вовсе не нуждаются в доработке, например, как в стихотворении «Маки». Сам процесс «чистки» я начала понимать в техническом плане только сейчас и думаю, что работы стали немного лучше от этого.
В ваших стихах очень чувствуется влияние Золотого века – и в лексике, и в рифмах, и в ритмике. Всё очень традиционно. Наверняка в жизни вы говорите современным языком, как любая молодая девушка. Вы намеренно разделяете общение в повседневности и вашу поэтическую речь?
Мне часто говорят, что моя речь отличается от того, как общается молодёжь. Да, я использую новые слова, но есть в лексиконе и те, после которых сверстники могут посмеяться и спросить: «Из какого словаря ты их откопала?». Я не признаю «вольный стиль» стихосложения. Для меня стихи – это идеальный баланс выверенной ритмики и творческой составляющей. Всё ещё плаваю в теории ямбов и хореев, но звучать всё в моих работах должно чётко и структурированно.
Что вы думаете о современной поэзии, насколько вы с ней знакомы? Кто входит в круг вашего чтения, следите за чьим-то творчеством сегодня?
К сожалению, я плохо ознакомлена с творчеством современных поэтов. На данный момент я слежу только за знакомыми молодыми поэтами.
Поговорим о ваших стихах. Начнём со стихотворения «Флаги», открывающего подборку. Упоминается ли здесь трагическая история вашего настоящего брата или перед нами некий обобщённый образ погибшего героя?
История и вправду повествует о моём брате. В зоне боевых действий 23 февраля погиб мой родственник – Алан. Мы не были близко знакомы, возможно, из-за разницы в возрасте. Впервые встретила его на его же свадьбе, и он общался со мной так, будто знаком тысячу лет и мы просто давно не виделись. Возможно, это особенность нашей национальности, то что семейные узы очень важны и крепки. Очень тёплый человек, притягивающий к себе других. Через пару месяцев после свадьбы его не стало. Это было большим ударом для всей семьи.
Погибших в зоне боевых действий хоронят на определённом кладбище за чертой города. Над каждой из могил бойца по два флага – России и Северной Осетии. Для меня этот стих достаточно траурный, ведь в лице Алана, моего брата, я показала и других людей, погибших там. Я точно знаю, что он был уверен в своём деле и мне этого достаточно, чтобы воспринимать его как воина.
Читая ваше стихотворение «Анчар», конечно, вспоминаешь Пушкина. Понимая, что отвечать на этот вопрос приходится рекордному числу людей, всё же спрошу – что Пушкин для вас?
Для меня Пушкин это настолько недостижимое светило, что я и сравнивать себя с ним не хочу. У меня нет попыток достать до него. Просто не хочу порочить слово «поэзия», которое связывают именно с ним.
Иногда я читаю его работы в поисках вдохновения, или интересной рифмы, но «Анчар» был собственной задумкой.
Любопытный, выделяющийся текст в подборке – «Я залегла на дно, я залезла в раковину…». В нём очевидно заложен очень важный для автора смысл – «не стать знаковым представителем общества, что успешен, умён...». Что кажется важным для вас противопоставить этой знаковости, успешности? И что есть эта самая раковина, чьё мерцанье будет дано (и важно) людям?
Думаю, что у всех людей бывают периоды, когда они хотят добиться каких-то высот и быть принятыми обществом, за какие-то успехи. В один момент я осознала, что не хочу вечно добиваться одобрения незнакомых людей. Мне хочется противопоставить этой успешности своё творчество. Большинство поэтов не достигает какого-то принятия окружающими, и я понимаю, что «мировой» значимости в моем творчестве тоже нет. Но я продолжаю это делать. Продолжаю набивать руку и расписывать тетрадные листы, надеясь, что в будущем моя «раковина творчества», в которой я закрылась от окружающих, тоже расцветёт. Кого-то мои стихи будут вдохновлять, и это для меня самое ценное.
Очень эмоциональное стихотворение, с наиболее цельной и объёмной мыслью, – «На горах Кавказа храм воздвигну свой…». Если я правильно поняла, что поскольку сердце вместо солнца, то и весь этот храм представляет собой «постройку» из нутра поэта, из самой его сути и сущности. Здесь есть место и христианской вере, и пониманию, что придёт кто-то и вслед за вами, продолжит строить, – не переведутся на земле поэты, это то, в чём можно быть уверенными... Расскажите об этом стихотворении, что оно для вас?
Во Владикавказе есть чудесное место – Церковь Рождества Богородицы. Она находится на пригорке и с неё открывается очень красивый вид на город. Я люблю бывать там и разглядывать улицы и здания издалека. Думаю, что там и зародилась идея этого стихотворения. Для меня это достаточно личная работа. Мне так же хочется построить в себе и в мире этот храм из поэзии. Слова звучат громко, но суть простая – каждый поэт оставляет за собой что-то. За ним появляется другой поэт, который продолжает строить. Либо он продолжает твою работу, перенимая у тебя опыт и добавляя что-то к твоему наследию, либо берётся за собственную. Как говорится, на всё воля Божья.
Мне очень хочется писать о Кавказе и красоте родных гор. Я постаралась передать через это стихотворение любовь к родным краям, своей вере и к творчеству.
Финальное в подборке четверостишие «Я собираю мысли по углам…» звучит не очень оптимистично. А как в реальности воздействует на вас процесс творчества? Что он вам даёт?
Периодически сталкиваюсь с творческим застоем или, как в народе говорят, кризисом. В такие моменты стараюсь заставлять себя писать, и это четверостишье тоже написано под влиянием такого настроения. Я не могу сказать, что творчество меня «окрыляет». Первый этап написания стихов – может быть, но последующие этапы – это усердная работа. Но добиваться удовлетворительного результата приятно. Приятно, когда получается изложить мысль и когда стих звучит естественно. Это хоть и большая работа для мозга, но все же очень приятная в итоге.
Согласно современной теории, ваше поколение названо зумерами. Родившиеся в период появления и расцвета гаджетов, интернета и соцсетей, «цифровые люди» предпочитают онлайн-времяпрепровождение и как следствие информацию в аудио-видеоформате, а также небольшие по объёму тексты – размером с пост в соцсети. В каком формате вы читаете книги? Каких авторов предпочитаете? Как проходят ваш досуг и общение с друзьями?
Я уже работаю в информационном издании, поэтому тяжело бывает проводить время не за гаджетами. Постоянно находишься в новостной повестке. Однако, книги предпочитаю читать только в бумажном формате. Так же не особо люблю библиотечные книги, поэтому чаще всего приобретаю их в магазинах. Я не могу сказать, что предпочитаю определённых авторов и жанры. В детстве я была без ума от книг про военных лётчиков. Подростком – любила фэнтези. Сейчас читаю всё, что попадёт под руку. Из последнего прочитанного – «Волшебник Земноморья» Урсулы Легуин (открыла в себе любовь к этому автору) и «Граф Аверин. Колдун Российской империи» Виктора Дашкевича. Снова потянуло на фэнтези. В свободное время я расслабляюсь, рисуя картины по номерам, или гуляя с подругами. Люблю в компании подруг и младшей сестры ходить по новым кофейням. Одним словом – насыщенно...
Ещё один довольно расхожий вопрос, без которого не обойтись, – зачем вы пишете?
Так же, как и в детстве, хочется своей поэзией вдохновлять людей. Показывать красоту, толкать к смелым поступкам и к любви ко всему прекрасному. Только пишу о себе теперь от женского лица.
Раньше мои стихи никуда не брали, кроме региональных газет, а сейчас есть возможность публикации в хороших крупных изданиях, и счастью моему просто нет предела. Мне предстоит очень много работы, но я надеюсь, что с каждым днем буду становиться лучше.
Большой вам удачи, Аминат.
Стихотворения Аминат Ходовой
Флаги
За русскую землю стоял осетин.
Анчар
Деревья, деревни сгоревшие заживо.
Маки
Сиреневою тайной.
***
И мерцанье её будет людям дано.
Лампочки
Освещать ваши песни и лиру.
***
И тогда святые запоют горам!
***
Любовью вселенской меня опаля!
***
А в голове сплошные хаос и бедлам.