Алексей Колобродов о рассказах Юрия Егорова
Небольшой сборник рассказов Юрия Егорова, числом восемь, в большинстве – о жителях северной русской провинции. Впрочем, повседневная жизнь персонажей автора занимает мало, по касательной, ему интереснее неожиданные сюжеты, проявления «волшебства» и чудесного в бытовых ситуациях и сопутствующие чувства, пограничные состояния, изменение привычной реальности, причудливая логика времени.
Надо сказать, что подобная авторская задача заслуживает безусловного уважения, однако реализация замыслов в большинстве произведений хромает. Литературные способности присутствуют, однако не хватает опыта построения и проработки сюжетов (проще сказать, «набитой руки» рассказчика), средства, используемые Ю. Егоровым (язык, стиль изложения, речевые и психологические характеристики персонажей) – обычно не выше среднего беллетристического (а то и газетно-репортажного) уровня – а это для коротких историй, претендующих на оригинальность, недопустимо. Кроме того, у автора явно проблемы с собственной позицией по отношению к происходящему – не хватает интеллектуальной и моральной дистанции, высоты взгляда.
Эффекта единого повествовательного пространства автор пытается достигнуть и композиционным приемом – каждый рассказ снабжен коротким «эпилогом» - в котором Ю. Егоров не столько пытается расшить и завершить фабулу, сколько вытянуть рассказы в более высокий регистр. Прием работает, но при постоянной эксплуатации кажется несколько прямолинейным. Вообще, прямолинейность и дидактика – тоже серьезная проблема, указывающая опять же не на способ художественного мышления автора, но на несовершенство его литературной техники.
Там, где Юрий Егоров пытается уйти от собственной схемы – получается интересно и талантливо. В этом отношении показателен «Дело добровольное» - наиболее яркая новелла в сборнике. Именно уход от прямого развития сюжета, лобовых решений, соединение комизма и драматизма провинциальной жизни, хорошо придуманные персонажи с интересными поведенческими мотивациями – делают этот рассказ явлением настоящей литературы. При всей локальности темы (поселковое литобъединение и его нравы) и сюжета (разоблаченный плагиат).
Также среди вещей, перспективных в доработке, можно назвать рассказы «Как распознать волшебника» и «Проигрыш Алисы» - однако в обоих удручает минимальная рефлексия и персонажей, и автора относительно выпавших им катаклизмов (пожар в общежитии, захват террористами ДК, везде многочисленные жертвы). Использовать столь трагические истории для движения бытовых сюжетов вообще не рекомендуется, неизбежен повествовательный разбаланс. Однако если храбрый автор решается на подобное использование глобального ради оркестровки локального, необходимы корректность, психологическая достоверность, высота моральных и мировоззренческих оценок.
Рекомендации весьма банальны: автору необходимо больше писать, «набивать руку». Рассказ – жанр чрезвычайно сложный, тут недопустимы небрежные сюжеты, вяло обозначенные персонажи, неэнергичное повествование. Конкретно Юрию Егорову я бы посоветовал почаще (идеально – в каждом новом тексте) менять композиционные схемы, убрать эти регулярные «эпилоги» (именно убрав это обозначение и законное «место»), искать неплохому приему каждый раз новые локации внутри повествования.
Прочитать рассказы Юрия Можно по ссылкам: «Проигрыш Алисы» и «Дело добровольное».
Алексей Колобродов: личная страница.
Егоров Юрий Николаевич, родился в 1960 г. в г. Баку, проживает в Московской области. Член СП России с 2015 г., ЛИТО имени Ф. Шкулёва (г. Видное, Московская обл.). Победитель 6-го международного конкурса «Сказка сегодня» (Германия-Россия 2018). Лауреат III и дипломант IV международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» (номинация «Проза сказочная», 2018-2019). Финалист национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Детская литература» (2017-2019). Призёр международного литературного конкурса «Ключи от счастья» (Самара, 2019). Специальный диплом за лучшую книгу сказок международного конкурса «Созвездие Духовности 2018» (Киев, Украина). Публикации в журналах «Новый мир», «Грани», «Балтика», «Новая литература» и др. Профессор, доктор экономических наук.