Творчество каждого настоящего писателя строится на искренности. Пусть даже неосознанно, но всё равно в его произведениях проявляется самое дорогое и важное для него. Какими бы тропами ни проходило вдохновение писателя, какие бы идеи, особенно в молодости, ни захватывали его сознание, настоящий талант, в конце концов, возвращается к темам наиболее для себя важным, основополагающим для души.
Иван Сергеевич Шмелёв в первую и главную очередь был православным человеком, с самого раннего детства глубоко верующим. Родился он в московской по-настоящему консервативной православной купеческой семье, в Замоскворечье. Предки его были староверами, позже Шмелёвы перестали быть староверами, но истовое, пламенное отношение к вере осталось. И это особое острое чувство любви к вере в Бога с самого детства отличало будущего писателя.
На всю жизнь он сохранил нежность к своему воспитателю – дядьке Михаилу Горкину, набожному старику, который привил ему любовь к Богу, к народным традициям, к Отечеству. Какие бы модные идеи свободы и равенства ни трогали ненадолго его сердце (писатель сначала приветствовал Февральскую революцию), вера как лакмусовая бумага помогала ему осознать неверность направления вектора происходящего и вернуться к тому, что с самого начала было краеугольным камнем его существования, – к православной вере.
Жизненный путь Шмелёва не просто труден, а действительно трагичен. Он пережил катастрофу гибели державы, когда в революцию разрушали самое дорогое для писателя – христианское мироустройство его Родины. Ужасное личное горе: бесценный единственный сын как белый офицер был расстрелян большевиками. Перед глазами Шмелёва прошли страшные беды, случившиеся с его ещё вчера великой Россией: гражданская война, голод в Крыму, свидетелем и жертвой которого он стал, исчезновение всего, что казалось незыблемым и вечным. Только чудом ему самому удалось избежать ареста – благодаря его известности как писателя.
Когда Шмелёв с женой вернулись из Крыма в холод голодной Москвы, выбор был невелик: или терпеть ненавистную новую власть, постоянно опасаясь ареста, или уехать за рубеж. До кончиков ногтей русский, до глубины души православный писатель оказался вдали от своей Родины. Вынужденно жил в Париже.
Богатство палитры самой разной литературы начала XX века впечатляет. Оказавшиеся вне большевистской страны писатели могли создавать произведения на любые близкие им темы. И только один И.С. Шмелёв продолжал писать о православном бытии Родины. Именно в его книгах сохранялась, будто консервировалась жизнь православной России со всеми её храмами, монастырями, богомольем, странниками, церковными праздниками, обрядами… Как глоток свежего воздуха, как связь с прошлым, как радость прикосновения к ушедшему, родному миру, восприняли его произведения читатели. Какие потрясающие письма Шмелёв получал от людей, оказавшихся в вакууме чужой культуры и находивших утешение в его книгах!
«Богомолье», «Лето Господне», «Пути небесные», «Старый Валаам» – каждое из этих произведений сохраняло для будущих поколений, казалось, ушедший в прошлое православный мир. Даже Зинаида Гиппиус, с которой у писателя были сложные отношения, называла книгу «Богомолье» сокровищем и писала автору: «Непередаваемым благоуханием России исполнена эта книга. Ее могла создать только такая душа, как Ваша, такая глубокая и проникновенная Любовь, как Ваша. Мало знать, помнить, понимать, со всем этим надо еще любить… Не могу Вам рассказать, какие живые чувства пробудила она в сердце, да не только в моем, а в сердце каждого из моих друзей, кому мне пожелалось дать ее прочесть».
Именно любовь к Родине, восприятие её как православной державы сблизило И.С. Шмелёва за рубежом с русским философом, мыслителем Иваном Ильиным. Близкая дружба вылилась в постоянную переписку. Ильин высоко ценил творчество Шмелёва, считал, что именно в его книгах проявился дух православного мироощущения. Ильин писал Шмелёву: ««Лето Господне» – благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет». А роман «Пути небесные» Ильин называл первым «сознательно-православным романом в русской литературе». Возможно, философ Ильин увидел в творчестве Шмелёва самое главное: «В каждой строке Вашей философия живет и поет… философия – это не резонерство, а рост смысла в страдании; не выверты рассудка, а зовы и звоны таинственного колокола, молитва сокровенного ума; Божия молния в человеческой пещере. Все истинно-художественное – философично: тою главною мудростью, из-за которой вообще и на земле-то стоит жить. А Ваши создания дышат этой философией, поют ею. Поэтому полюбляешь их и навсегда».
Нас приучили к мысли, что нравственный облик писателя как будто не имеет отношения к его творчеству. Но это не так. Не может человек писать о том, что не прочувствовал, об идеях, которые для него чужды. Литератор достает из своего сердца кровно близкое ему и наполняет этим страницы. А фальшь читатель сразу чувствует. Конечно, «гений и злодейство» несовместимы! Только человек с подлинно чистой душой мог написать книги, полные света веры. Трудно найти среди писателей-классиков такого порядочного и безупречно честного человека, как И.С. Шмелёв. Это касалось всего, в том числе его личной жизни. 41 год он прожил в счастливом браке с Ольгой Александровной Охтерлони, с которой познакомился ещё в юности. Она стала для него настоящим ангелом-хранителем, в ответ он был ей безмерно предан. Шмелёв не старался казаться верующим человеком, а был им. До последних дней писатель жил как истинно православный человек. Его мир строился на молитвах, основой мировоззрения всегда оставалось Евангелие.
В то время, когда И.С. Шмелёв писал о дореволюционной православной России, казалось, что та ушла навсегда. Многие думали, что никогда больше не будет прежней страны, что вера в Бога в ней погибла. Книги Шмелёва воспринимались, как памятник тысячелетней православной цивилизации – музей погибшего мира. Но Бог рассудил иначе, и теперь, когда православие в России возрождается, произведения Шмелёва становятся «мостом», соединяющим нас с предками. Эти книги позволяют нам воочию представить, как именно был устроен традиционный православный мир. Мы можем его понять и поучиться у него.
Но не только книги о православии, но и остальные произведения И.С. Шмелёва, по сути, глубоко христианские, потому что содержат в себе тот самый взгляд на человека, в основе которого лежит заповедь «возлюби ближнего». Каждый герой обласкан настоящей христианской любовью писателя, а то и оплакан с беспредельным сочувствием. Так книгу «Солнце мёртвых» можно считать реквиемом по безвинно погубленным страшным голодом душам в революционные времена. Только человек с подлинно открытой и сострадательной душой мог не побояться написать такую правду. Нужно иметь большое мужество и любовь к людям, чтобы не пройти мимо чужих мук, а создать в память о них такую пронзительную книгу, в своё время потрясшую весь мир.
И.С. Шмелёв – глубоко национальный писатель, в лучшем смысле этого слова. Как ни парадоксально это прозвучит, но именно потому он стал писателем мирового значения. Не бывает человека вообще, каждый из нас вмещает в себя всё, что накопил в себе за годы. Так любой настоящий писатель интересен для всего человечества, потому что в его творчестве отражается часть мира, в котором он сформировался. Русская православная цивилизация отобразилась в мировоззрении, в душе Шмелёва и стала основой его писательского творчества.
Мы лучше всего узнаём страны в различных уголках Земли, знакомясь с их культурой и в первую очередь с прозой и поэзией, потому что в них звучат живые человеческие голоса. Россия интересна человечеству и становится понятнее через самое дорогое для неё – православную веру. Именно поэтому книги И.С. Шмелёва переведены на многие языки мира. Преданные читатели за рубежом были у них всегда, и не только из числа наших соотечественников, Шмелёва читают уроженцы разных стран и континентов. Два раза писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1931 и 1932 годы) – писателем Томасом Манном и филологом-славистом Николасом ван Вейком.
К сожалению, на родине творчество Шмелёва долгое время оставалось неизвестно, книги не печатались, они практически находились под запретом. Очень жаль, но и в новые времена мало что изменилось. Существует всего лишь один музей Шмелёва, в Крыму, в Алуште. В Москве, которую писатель так любил, в которой вырос и часто изображал в своих произведениях, музея писателя нет. Непростительно редко пишут в СМИ о творчестве Шмелёва, мало его исследуют. Это несправедливо и неправильно.
У каждого направления в литературе есть начинатели, И.С. Шмелёв показал, что о православной вере можно рассказывать языком художественной литературы. Можно сказать, что он является основоположником подобной прозы, благодаря его творчеству легче существовать современным духовным писателям. Он классик, у которого могут учиться и на которого могут опереться православные литераторы.
Наверное, И.С. Шмелёв сейчас самый злободневный и нужный России автор. Он вновь служит Отечеству своим пером. Годы безверия и разрушения Церкви, время новомучеников стали пропастью между дореволюционной Россией и сегодняшним днём. Книги Шмелёва становятся «мостом», который соединяет края этой пропасти. Стоя возле груды кирпичей давно разрушенного храма, современный человек может с помощью точной, талантливой прозы Шмелёва почувствовать ушедшее, понять, как жила Святая Русь. Писатель делится с нами самыми искренними религиозными переживаниями, любовью к Господу, Богородице и святым. И мы, читая Шмелёва, становимся лучше, чище.