"

Об издании:

История журнала «Огни Кузбасса» началась в 1949 году. Тогда это был ещё альманах, и назывался «Сталинский Кузбасс». Сейчас это «толстый» литературный журнал выходящий шесть раз в год. На его страницах находится место не только признанным писателям, но и начинающим авторам. Журнал уделяет пристальное внимание родному краю (рубрика «Заповедная Сибирь»), его истории и людям («Лики земляков»). Разделы «Проза» и «Поэзия» отражают текущее состояние литературы Кузбасса. «Библиотворчество» и «Критика и литературоведенье» посвящены анализу литературы классической и современной. Постоянная рубрика «Литературная жизнь» следит за внешней стороной литературного процесса. Издание распространяется в библиотеках и учебных заведениях Кузбасса, высылается авторам журнала, в редакции вышеперечисленных журналов и газет, а также подписчикам.

Редакция:

Главный редактор - Сергей Лаврентьевич Донбай. Ответственный секретарь - Дмитрий Мурзин. Подробнее об издании.

Обзор номера:

«Подумать о душе»

(о журнале «Огни Кузбасса № 1, 2022)

Открывает номер «Огней Кузбасса» роман Андрея Королева «Догони радугу». Андрей Королев – филолог, сотрудник газет «Комсомолец Кузбасса», «Кузнецкий край», «Край», «Губернские ведомости» и других; спортсмен, игрок футбольной команды «Кузбасс». Повествование ведется от лица парня Кости Аксенова, вернувшегося из армии. Он отлично играет в футбол, хочет построить карьеру спортивного журналиста и писателя. Его мальчишеские грезы становятся частью сюжета, время от времени разворачивая перед читателем воображаемые картины: описаны они нарочито театрально, ярко – и в то же время с юмором, доходящим порой до сарказма.

Роман «Догони радугу» все время играет с читателем, расшевеливает, поддразнивает его. Постоянно меняется язык, превращаясь то в высокопарный слог с лирическими рефренами, то приобретая динамичный, прерывистый ритм современного рассказа. Костя втянут сразу в две амурные коллизии – он, его друг Славик, бывшая одногруппница Лера (первый любовный треугольник); Марина (Мишель), старый товарищ Боб, развязный и артистичный балагур и пьяница, и Коля Бубен (вторая, усложненная геометрическая фигура взаимоотношений). Образы женщин от маминой подруги Алки, огрубевшей от одиночества, до неприступных в своей красоте незнакомок проходят красной нитью через роман. На всем его протяжении Костя идет к Женщине, и путь этот также пронизан мечтами, героизацией мужского соперничества, фантастическими сценами, существующими в пылком воображении Кости (что не мешает образному юмору и цепкой самоиронии сопровождать весь сюжет). Отношения с главной женщиной – мамой – приходят (ближе к развязке) к безусловной любви и принятию, сбрасывая с себя все ужимки Костиной юношеской неловкости и ложного стыда, боязни показать свои чувства. В конце романа повзрослевший герой обращается к своему сыну. «Ничего не поправишь, ничего не изменишь – самый мудрый, самый жизнестойкий взгляд на вещи», пишет повзрослевший Константин Аксенов, и все равно нас не оставляет ощущение надежды, открытого финала, веры в человеческие возможности.

Раздел «Поэзия». Андрей Правда (поэт, сотрудник редакционно-издательского отдела Кузбасского центра искусств) представил подборку стихов «На прогулке» и мы, действительно, гуляем и по городским улицам, где цветет жасмин, напоминающий о морских волнах греческого побережья, и по тихой дождливой окраине, и по пестрому южному базару:

Размеренный повсюду ритуал
Степенной, уважительной торговли.
Что хочешь здесь – от спички до оглобли,
От чая до фарфоровых пиал

Сентябрьский базар в Джамбуле»).

Елена Русанова, поэт, автор десяти книг стихов и рассказов, обращается в своей подборке «Русское словушко, где ты, соловушка?» к теме утрачиваемых святынь – русской деревни и отечественного литературного слова. Представленной поэзией Елена Русанова объединяет два бедствия – потери исходного облика родного слова и лика родной земли, по сути родственные между собой: землю уродуют громоздкие офисы мегаполиса, а слово затаптывают в землю и уничтожают иностранной, чужой речью.

К традициям японской поэзии обращается дипломант международных конкурсов хокку Евгений Казаков (подборка стихов «Бабочка в небе заблудилась»). Перед читателями – созерцательные, философские трехстишия, от нежно-лирических:

Если долго смотреть на небо
На нем появятся
Птицы.
До назидательно-метких:
Переплавили колокол
В медный грошик

А он все звонит.

Затрагивается авторами рубрики «Поэзия» и тема войны. В стихотворении Сергея Москвитина «Журавлиная история», завершающем его подборку «После летней грозы», звучат и отсылки к знаменитым строкам Расула Гамзатова, и воспоминания о трагедии Хиросимы, и мысль о ценности музыкальной и поэтической речи, несущей в сердцах людей память об ушедших солдатах.

Наполнены чувством печали и отстраненности от мира стихи Юрия Могутина, в которых нынешняя жизнь «лишь отзвук жизни прожитой», не имеющее собственной ценности, слепое повторение давно пройденного.

Молодую поэзию (рубрика «Литературная студия») в номере представляют стихи победителей и дипломантов молодежного фестиваля-конкурса «Оперение». Простым секретом счастья делится с читателями Аня Пронкевич:

Перекрашивай волосы в розовый,
Смейся громче, смелей танцуй.
Притворяться серьезно-взрослыми

В целом мало кому к лицу.

Тему исчезающей деревни, которая уже встречалась в номере у поэтов старшего поколения, поднимает и Климентий Малиновский. Его стихи напевны, в духе есенинской традиции:

Я кручинюсь о днях далеких,
О девчушке с тугою косой,
О сосне, что стоит одиноко

Над звенящей в остуде рекой.

Другая музыка, страстно порывистая и напряженная, звучит в строках Богдана Рытенкова, уделяющего внимание именно звучанию слова:

Сотни игл,
Сотни жал.
Перед огнем

Огнь пал.

Завершает подборку теплая, доверительная и эмоционально открытая лирика Андрея Назарова:

Давай это лето оставим на память?
Запомним его бесконечным и юным.
Когда этот город скует холодами –

Нам всем пригодится немного июня.

Раздел «Проза». Казалось бы, прочесть сказку на ночь предлагает читателям сценарист, писатель из Новосибирска Кристина Кармалита. Но не все так просто. Ее «Бог с соседнего балкона» – это размышления об истинных ценностях, о прочности дружбы и, безусловно, о смерти и одиночестве. А еще о том, что чудеса мы можем творить и собственными руками, имея доброе сердце. Автор делает явный реверанс в сторону классики детской литературы, настолько несомненна перекличка и с гофмановским «Щелкунчиком», и с «Путешествием Голубой Стрелы» Джанни Родари. Новогодняя елка и ожившие, говорящие игрушки. Простосердечный Мишутка, вопреки логике верящий в преданность своего хозяина Бори, которому уже подарили нового белого медведя. Ангел на елке, отстраненный от всех остальных персонажей, торжественно красивый и поющий о Боге, которого «никто никогда не видел». Кот Леонард, прагматик и реалист, чьи насмешливые фразочки словно специально снижают высокий градус романтического сюжета, впрочем, не мешая произведению оставаться философской притчей. И тот самый «Бог с соседнего балкона» дядя Володя, который способен вернуть ангелу крылья. Трудно быть «Богом» – вот и мастеру дяде Володе самому нужна поддержка, чтобы не оставаться в праздничную ночь наедине с грустными воспоминаниями.

Рассказы Надежды Усольцевой посвящены тяжелым испытаниям, выпадающим на женскую долю. Об этой доле ее рассказ «Нелюбимые», печально констатирующий духовную деградацию главной героини Галины, которая, огрубев от жизненных событий, из любящей девушки становится ненавидящей матерью, готовой отказаться от родной дочери Дашеньки. И об этом же второй ее рассказ «Рукавички для Ванечки», хотя его героиня Анна Филипповна Шелехова, вопреки потере близких, сибирской ссылке и многолетним каторжным работам на лесоповале, сохранила в душе любовь и ласку, и до последних дней вяжет в Доме милосердия рукавички для сирот, оставаясь уверенной в том, что «Анна Филипповна еще нужна на этой земле».

Рассказ «По главной линии» автора 76 книг стихов и прозы, полковника в отставке, доктора культурологии Александра Кердана повествует о том, чем обернулась для подающего надежды военного, претендовавшего на высокую должность в политическом ведомстве, случайная беседа с очаровательной попутчицей. Это поучительная, с юмором поданная история о цене человеческой беспечности.

Писатель, ученый, исследователь, участник многочисленных морских экспедиций Владимир Максимов представляет читателям написанную в духе мемуаров повесть «Праздник, который всегда...». Это мозаика воспоминаний, причем не только личных, но и связанных со значимыми литераторами и деятелями искусства (так, В. Максимов размышляет о судьбе и смерти Эрнеста Хемингуэя: отсылку к одной из его книг мы видим в заглавии повести). Вспоминая эпизоды собственной жизни, автор дает понять: праздник, который всегда с тобой – это дети и внуки, в которых состоит продолжение жизни; это любимые люди рядом; это занятие любимым делом, уверенность в своем призвании и в собственных силах, необходимых для его исполнения. Основную мысль отлично характеризует приведенная на страницах повести цитата из Джорджа Сэвила: «Лучший способ увидеть, что будет – припомнить, что было».

Драматургия представлена пьесой Михаила Косарева «Там жили поэты» (Диалоги в ресторане). Михаил Косарев – журналист, прозаик, литературный критик. Названия сцен в пьесе обозначены по месту действия: столик возле окна, столик под пальмой, столик в центре зала, столик за колоннами. За столиками – узнаваемые лица: имажинист Сережа, футурист Володя и другие персонажи из творческой среды... Зарисовка на тему жизни литераторов периода расцвета нэпа написана легко и непринужденно; читатель становится наблюдателем ресторанных творческих посиделок и отчаянного балагурства.

В рубрике «Православные чтения» опубликовано приветствие Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского, обращенное к участникам мероприятия, посвященного Кузбасской литературной премии в честь святителя Павла Тобольского. Это ежегодный литературный конкурс авторов разного возраста, проводимый Кемеровской епархией. Премия рассчитана на писателей-мастеров, создающих православные произведения. В своем приветствии митрополит Аристарх вспоминает значимые юбилеи года – 800-летие святого князя Александра Невского и 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Именно через произведения Достоевского, по словам митрополита, люди по всему миру узнают о русской культуре, о христианстве и православии. Поэтому необходимы новые произведения, которые бы настолько же точно, как произведения Достоевского, «высвечивали нравственные проблемы современности и помогали делать верный выбор, основанный на следовании евангельским заповедям».

На страницах рубрики «Книга памяти» помещена публикация Владимира Келлера «Из Поволжья в Кузбасс. Судьба немецкой народности в истории моего рода». Поводом к ней стали две даты 2021 года – 300-летие Кузбасса и 80-летие депортации российских немцев, прежде всего из Автономной Социалистическая Советской Республики Немцев Поволжья (АССР НП). Свой исторический экскурс Владимир Келлер начинает с путешествия доктора Даниэля Мессершмидта в Сибирь (именно он первым зафиксировал месторождение «черного уголья смолевого» на территории нынешнего Кузбасса).

Историко-документальное повествование охватывает ключевые моменты пребывания немцев на русской земле: времена правления Ивана Грозного (появление Немецкой слободы); немецкие поселения в Малороссии и Поволжье, основанные переселенцами после манифеста Екатерины Второй; организация Трудовой коммуны немцев Поволжья (после Октябрьского переворота); Великая Отечественная война; период после войны; оттепель. Уделяется большое внимание переселению немцев из районов Поволжья в Новосибирскую область, работе на шахтах Кузбасса, реабилитации депортированных в 1956 году. На протяжении публикации приводятся воспоминания членов семьи Келлер.

Рубрика «Лики земляков» посвящена значимым деятелям Кузбасской земли. О трудовой биографии Николая Михайловича Вдовина, сына крестьянина села Усманка Мариинского уезда, работника коксохимзавода, рассказывает статья Александра Ярощука «Инженер-романтик, всегда дававший результат». Автор делится с читателями и личным опытом совместной работы с инженером.

Раздел «Критика. Литературоведение» открывает публикация «До выстрела подумать о душе (к 80-летию Анатолия Кулемзина)». Автор Ирина Заболотская рассказывает о своем педагоге, докторе культурологии, профессоре-археологе, авторе почти двух сотен научных работ. Оценивая его творческое наследие, Ирина Заболотская пишет, что темы Кулемзина «из разряда вечных: о глубинных свойствах народа, о том, что составляет его душу...». Она отмечает, что Кулемзин относится к природе как к живой и мыслящей (рассказ «Душа есть у всего»). Это свойство роднит рассказ автора со многими другими публикациями этого номера – и поэтическими, и прозаическими.

Рецензия Ирины Надировой «От читателя к читателю. О книге Дмитрия Филиппенко «Зайди за мною жить» посвящена ее земляку, шахтеру и поэту. Дмитрий Филиппенко называет шахту подземной колыбелью, поскольку, по словам Ирины Надировой, «для поэта шахта не просто место работы – а целая вселенная».

«Россия и стихи – едины» Татьяны Колачэто дань памяти недавно ушедшему из жизни поэту Александру Ивановичу Каткову. Татьяна Колач рассказывает о последней, вышедшей в 2016 году, книге стихов «Вина» и книге «Россия, моя берегиня» 2010 года, приводя цитаты из стихов, мысли поэта о родине, человеческом пути, о жизни и смерти.

Завершает раздел статья поэта Дмитрия Филиппенко «На честном слове. Два смысла – и оба правильны». Весной 2021 года Дмитрий Филиппенко был назначен председателем регионального отделения Совета молодых литераторов в Кузбассе и придумал литературно-социальный проект «На честном слове» для поиска талантливой молодежи. Дмитрий Филиппенко, Дмитрий Мурзин и Галина Золотаина объехали в рамках проекта все двадцать городов Кузбасса, познакомились с молодыми авторами и выявили ряд проблем, связанных с продвижением и развитием современной литературы среди молодежи. Дмитрий Филиппенко останавливается подробнее на тех проблемах, которые считает наиболее острыми и тяжелыми (отсутствие кружков и специальных изданий, некомпетентность руководителей литературных групп и т.д.). В заключение Дмитрий Филиппенко пишет, что именно требуется предпринять: возобновить деятельность областной молодежной литературной студии, создать молодежный литературный альманах, проводить мероприятия для поддержки молодых авторов.

В заключительной постоянной рубрике «Литературная жизнь» Дмитрий Мурзин освещает актуальные события в мире литературы: встречи с писателями, вручение литературных премий, публикации, издания книг. Среди значимых мероприятий – литературная премия «Иду на грозу» 22 декабря, вручение VIII Кузбасской литературной премии имени святителя Павла, митрополита Тобольского 23 декабря 2021 года. Названы имена лауреатов и дипломантов.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.

Бишокова Мария

Поэт, прозаик, библиограф. Родилась в Ленинграде в 1987 году. В 2002 году вышел первый сборник стихов «Элегия осеннего сада». Окончила библиотечно-информационный факультет Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (специальность «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»). Работает директором научной библиотеки «Высшей школы народных искусств». Автор цикла лекций-вебинаров о русских писателях, курсов повышения квалификации «Развитие читательского интереса к поэзии у пользователей библиотек». Входит в коллектив разработчиков электронного проекта «А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Сибирь».