"

Об издании:

Литературно-художественный журнал «Новый мир» издаётся в Москве с 1925 года. Выходит 12 раз в год. Тираж 2000 экз. Публикует художественную прозу, стихи, очерки, общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику, мемуары, литературно-критические, культурологические, философские материалы. В числе авторов «Нового мира» в разные годы были известные писатели, поэты, философы: Виктор Некрасов, Владимир Богомолов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Василий Шукшин, Юрий Домбровский, Виталий Сёмин, Андрей Битов, Анатолий Ким, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Василий Гроссман, Владимир Войнович, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Владимир Маканин, Руслан Киреев, Людмила Петрушевская, Ирина Полянская, Андрей Волос, Дмитрий Быков, Роман Сенчин, Захар Прилепин, Александр Карасёв, Олег Ермаков, Сергей Шаргунов и др. В журнале дебютировал с повестью (рассказом) «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын (1962, № 11).

Редакция:

Андрей Василевский - главный редактор, Михаил Бутов - первый заместитель главного редактора, Марианна Ионова - редактор-корректор, Ольга Новикова - заместитель заведующего отделом прозы, Павел Крючков - заместитель главного редактора, заведующий отделом поэзии, Михаил Владимирович Бутов - первый заместитель главного редактора, Владимир Губайловский - редактор отдела критики, Мария Галина - заместитель заведующего отделом критики.

Обзор номера:

Ближе к Солнцу

(о журнале «Новый мир» № 1 (1149), 2021)

Январский номер ежемесячного литературно-художественного журнала «Новый мир» получился очень тёплым, солнечным (буквально!) и витальным.

Тон задаёт рассказ Сергея Шаргунова «Дружок» — про мальчишку-мулата Мишку из Анголии. Поздний СССР, дачная обстановка, велосипеды, ножички, войнушка — и скоротечная детская дружба. И написано всё это по привычной схеме: правит бал как будто издевательский новый реализм, который лёгким сленгом и руганью прорастает из типичного соцреализма. И актуально получается, и «в лучших традициях».

Продолжает настраивать читателя на правильный лад Владимир Березин с очерком о жизни и творчестве Бориса Житкова: там и дружба с Чуковским, и жизнь в Одессе, и писательская среда, и анализ текстов. И всё это не омрачает даже непростая история писателя и его жены, которую он упрятал в сумасшедший дом (главное безумие женщины — в умопомрачительной ревности!).

Чуть оттеняет лирическое состояние номера Ольга Аникина с подборкой стихотворений; главное из них — «Дрон над заливом вечером в воскресенье»: в нём звучат и «Осенний крик ястреба» Бродского, и «Пророк» Пушкина. Вот дрон поднимается в небо (им управляет мужчина, рядом стоят детишки и любуются процессом) улетает Бог весть куда и идиллические картины сменяются транспортировкой военной техники — и все прозревают (в кавычках и без).

Выводит номер поближе к Солнцу — Елена Долгопят. Её рассказ «Сообщения с планеты» строится на традиционном остранении, но на этот раз субъектом остранения становится инопланетный разум, который пытается наблюдать за девушкой Ксюшой: в такой манере привычная рутина будней неожиданно выписывается и живо, и смешно.

Добавляет тёплого ветра Ирина Сурат со статьёй ««Веницейская жизнь» Осипа Мандельштама: к биографии текста». Это не просто литературоведческий труд — здесь и историография, и география, и культорология. Но главное — постоянное перекидывание мостиков от Венеции к Крыму.

Не обойти стихов «на случай» Иосифа Бродского, над которыми размышляет Валентина Полухина: она разбирает и стихи, и инскрипты на книгах (и даже на скатерти Олега Целкова!), и многое другое. Несмотря на сухость подачи, читать строго необходимо. Хотя бы ради поиска неординарного материала. Например, в 1995 году Бродский написал такое четверостишие — холодное, далёкое, когда автор одной ногой уже погружался в Хронос:

Распалась крупная держава,
Остались просто города
и сёла. Слева или справа —
лишь долгота и широта.
 

Подборки живых классиков — Александра Кушнера и Юрия Кублановского — наподобие эха: голоса их впервые прозвучали шестьдесят лет назад и, набрав лирической силы, звучат до сих пор. С той же тематикой, с той просодией. Столь разные и столь похожие, они в рамках одного номера выступают словно атланты, что держат «Новый мир».

Кушнер всё также мысленно витает среди музейных экспонатов и, отходя в вечность, проговаривает себе:

А тебе, лежащему в постели,
Наконец уснувшему, приснится
Кто-то в тоге, может быть, в шинели,
И пожатье каменной десницы.
 

Кублановский, с одной стороны, всё также пытается дотянуться до осколков мировой культуры (вот собор Святого Петра и «Пьета» Микеланджело, вот Толстой, засевающий «драконовые зубы смуты», и т.д.); а с другой стороны, разрывает окружающую его реальность и стремится выстроить чаемый дореволюционный порядок или хотя бы оттепельную молодость:

Чем становлюсь старей,
тем ветер летит скорей
давний сюда, и даже
он посейчас влюблён
в девичий ситчик, лён,
первый загар на пляже.
 

Заканчивается номер очень тёплой статьёй Анны Сергеевой-Клятис — о недавно умершем литературоведе Николае Алексеевиче Богомолове, в чью область интересов входили Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич и т.п. Статья одного филолога о другом, да ещё и в такой тональности — всегда греет душу.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


 

Демидов Олег

Поэт, критик, литературовед. Куратор литературной мастерской Захара Прилепина. Работает преподавателем словесности в Лицее НИУ ВШЭ. Окончил филологический факультет МГПИ (2011) и магистратуру по современной литературе МГПУ (2019). Победитель V фестиваля университетской поэзии (2012). Дипломант премии им. Н.В. Гоголя (2019). Составитель нескольких книг и собраний сочинений Анатолия Мариенгофа и Ивана Грузинова. Автор трёх поэтических сборников – «Белендрясы» (2013), «Акафисты» (2018) и «Странствия» (2021), а также двух биографий – «Анатолий Мариенгоф: Первый денди Страны Советов» (2019) и «Леонид Губанов: Нормальный, как яблоко» (2021). Печатался в журналах «Homo Legens», «Звезда», «Волга», «Октябрь», «Новый мир», «Нижний Новгород», «Сибирские огни», в «Учительской газете», а также на порталах «Свободная пресса», «Перемены», «Сетевая словесность», «Rara Avis: открытая критика», «Лиterraтура» и «Textura».