
Звезды научной фантастики. Новый обзор от Ксюши Вежбицкой.
В День космонавтики мы ненадолго забываем о земной суете и обращаем свой взгляд на небо. Непокоренный, далекий, безмолвный космос – до сих пор одна из самых больших загадок. Над ней бьются астрофизики, ее осмысляют писатели. Существует мнение, что лучше всего космос исследовали научные фантасты. В каких только галактиках ни поселяли они своих персонажей, к каким далеким звездам ни снаряжали! Давайте вспомним лучшие книги певцов космоса, отправимся автостопом по Галактике и погрузимся в марсианские хроники.
Лунные первопроходцы.
Как писателям пришло в голову отправить своих персонажей на другие планеты? Только представьте: в 1609 году человечество изобретает телескоп, повсюду вырастают купола обсерваторий, астрономы рисуют карту Луны, разглядывают кольца Сатурна и в 1826 году делают первую фотографию Солнца. В Новое время космос приближается к человеку,, как никогда раньше. Это будоражит умы – космос приходит в науку и литературу. Тогда же зарождается жанр научной фантастики (НФ) о космосе – как необходимость понять и осмыслить тайны вселенной.
И вот в 1865 году Жюль Верн отправляет своих героев «Из пушки на Луну». Если раньше литературные персонажи совершали сказочные, сновидческие лунные путешествия, то у Жюля Верна они используют самые актуальные для своего времени научно-технические познания. Этим классик закладывает краеугольный камень научной фантастики как литературы о грандиозных возможностях человечества.
Прямым последователем Жюля Верна стал Герберт Уэллс, который в 1901 году выпускает научно-фантастический роман «Первые люди на Луне». Его герои тоже строят космический корабль для полета на Луну, но это уже не столь оптимистичное повествование, как у Верна. У Герберта Уэллса впервые появляется мысль, что космос – источник угроз.
Отцы-основатели.
Жюль Верн и Герберт Уэллс подготовили превосходную почву для развития научной фантастики о космосе. Приходит XX век, а с ним – и настоящий прорыв в космологии. Фантасты начинают осваивать «красную планету», их вдохновляют увиденные на Марсе с помощью новых телескопов каналы, которые так похожи на следы разумной цивилизации. Уильям Берроуз пишет серию фантастических романов о Марсе и вместе с Эдмондом Гамильтоном и Эдвардом «Доком» Смитом публикуется в так называемых pulp-журналах – развлекательных бульварных брошюрах, сформировавших целое поколение любителей фантастики. Эта тройка авторов – основатели жанра космооперы.
Космоопера – это поджанр фантастики о космосе. Фантастам наскучило следовать жесткой букве научных законов и захотелось писать о космосе в отрыве от земного технического прогресса. Научная фантастика может быть космооперой, а вот космоопера научной – необязательно. Отсутствие научной базы противопоставляет космооперу «твердой» НФ. Изначально космоопера выполняла лишь развлекательную функцию, но впоследствии ее художественные приемы стали каноничными для жанра фантастики в целом.
Интересно, что у русскоязычной фантастики о космосе тоже были свои отцы-основатели. В первую очередь, нужно упомянуть роман-утопию Александра Богданова «Красная звезда» 1908 года – о полете революционера Леонида на Марс – и знаменитый роман Алексея Толстого «Аэлита» 1923 года , герои которого тоже посетили Марс на «междупланетном дирижабле». «Аэлита» – признанный символ ранней советской фантастики, вводящий в ткань фантастического повествования социально-политическую проблематику. Нельзя не вспомнить еще одного мастера советской космофантастики – Александра Беляева с его утопическим романом «Звезда КЭЦ», популяризирующим идеи Константина Циолковского.
Золотой фонд.
В преддверии первого полета в космос человечество словно затаило дыхание в ожидании чуда. Научно-фантастические грезы воплощаются в действительность, и именно на это время приходится Золотой век космофантастики.
В 40-50-е годы выходят научно-фантастические романы мастодонта жанра – Айзека Азимова. Его цикл «Основание» получил премию «Хьюго» в номинации «Лучшая фантастическая серия всех времен». Цикл имеет эпический размах, охватывает двадцать тысяч лет истории человечества, включает 14 романов и десятки рассказов. Это самая что ни на есть «твердая» НФ с опорой на научные изыскания и «земные» исторические труды.
В 1950-м году публикуются культовые «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери. Фантаст пишет о колонизаторах Марса, которых одолевают проблемы человека 50-х годов, страшащегося атомного взрыва и Третьей мировой войны. Следом выходит космофантастика Роберта Хайнлайна, одного из самых популярных и значимых писателей, который сумел повысить литературный уровень жанра. Романы Хайнлайна сильны социально-философской проблематикой. Его герои не просто путешествуют по космическим мирам, но и решают нравственныезадачи, задаются метафизическими вопросами. Хайнлайн получил внушительное количество престижных премий для писателей-фантастов, в честь него названы кратер на Марсе и астероид.
Ближе к 60-м раскрывается писательский дар Станислава Лема. В цикле «Рассказы о пилоте Пирксе» Лем размышляет о взаимоотношениях человека и космоса. Нельзя не вспомнить и Фрэнка Герберта и его «Дюнуй» – один из наиболее популярных научно-фантастических романов в мире. Роман оказался настолько интересен, что его новые экранизации выходят до сих пор.
В те же годы в Советском союзе появляется полный оптимизма роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», проникнутый восхищением к научно-техническим прорывам человечества. Ефремов описывает счастливое коммунистическое будущее в космосе, благодаря этой книге советская космофантастика обретает второе рождение. В годы Оттепели начинают публиковаться братья Стругацкие, герои их романов «Путь на Амальтею» и «Стажеры» осваивают Солнечную систему и делают непростой нравственный выбор. На постсоветском пространстве именно Аркадий и Борис Стругацкие становятся классиками жанра научной фантастики.
Новые авторы.
К 70-80-м годам очередной запуск спутника или полёт новых космонавтов становится едва ли не рутиной. Должно было случиться что-то особенное, способное вызывать больший интерес к космофантастике. И вот в 1977 году на экраны выходит первый фильм киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны», знаменуя собой новый всплеск популярности космооперы. Через пару лет появляется не менее обаятельная, чем первый фильм Лукаса, книга Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». Задорное повествование и юмор сразу сделали роман Адамса бестселлером.
Конечно, не все герои научно-фантастических романов того времени предаются веселью. В 1989 году выходит мрачный роман Дэна Симмонса «Гиперион», филологически избыточный, полемизирующий с главными философскими концепциями XX века, покушающийся на мировоззренческие догмы западной цивилизации. В космофантастике начинается эра постмодернизма.
Тем временем, продолжает развиваться жанр космооперы. Но Вернору Винджу оказалось тесно в его рамках, и он создает «галактический эпос». Роман «Пламя над бездной» – это космоопера, претендующая на масштабность. Виндж взялся живописать жизнь Галактики со всем размахом – тысячи цивилизаций и биллионыразумных существ.
В России в 90-е о космосе пишет Сергей Лукьяненко. Его цикл научно-фантастических романов «Линия грез» критики называют одним из самых удачных примеров отечественной космооперы. Романы характеризуются продуманной структурой фантастического мира. Лукьяненко интересуют не только космические бои, он поднимает философские проблемы, побуждая читателя размышлять о бессмертии, идеалах, чести и совести.
В нулевые преобладают жанр космооперы и «мягкая», гуманитарная научная фантастика, от «твердой» НФ остаются элементы. Авторы, в основном, ориентируются на развлекательную, приключенческую составляющую, однако нельзя сказать, что сегодня не выходят фантастические романы, поднимающие важные для общества вопросы. Так, Энн Леки в своем цикле «Империя Радч» уделяет большое внимание социально-психологической проблематике. Леки пишет о социальном неравенстве, гендерных проблемах, глубокая проработка которых позволила писательнице получить самые авторитетные премии.
В этом и состоит одна из интереснейших задач писателя-фантаста: написать о самом актуальном для землян, даже если твой герой – марсианин. И закончить хочется словами Константина Циолковского, который прекрасно осознавал роль фантастов в освоении загадок космоса: «Одни изобретают и вычисляют, другие более доступно излагают эти труды, а третьи посвящают им роман. Все необходимы, все драгоценны».
Список рекомендованных книг:
- Жюль Верн, роман «Из пушки на Луну»;
- Герберт Уэллс, роман «Первые люди на Луне»;
- Эдмонд Гамильтон, цикл «Звездные короли»;
- Э. Э. Док Смит, цикл «Сага о Ленсменах»;
- Алексей Толстой, роман «Аэлита»;
- Александр Беляев, роман «Звезда КЭЦ»;
- Айзек Азимов, циклы «Академия», «Лакки Старр – космический рейнджер»;
- Рэй Брэдбери, сборник «Марсианские хроники»;
- Роберт Хайнлайн, роман «Гражданин Галактики»;
- Станислав Лем, цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»;
- Фрэнк Герберт, роман «Дюна»;
- Иван Ефремов, романы «Час Быка», «Туманность Андромеды»;
- Братья Стругацкие, романы «Путь на Амальтею», «Стажеры»;
- Дуглас Адамс, цикл «Автостопом по Галактике»;
- Дэн Симмонс, цикл «Песни Гипериона»;
- Вернор Виндж, роман «Пламя над бездной»;
- Шон Уильямс, Шейн Дикс, цикл «Эвердженс»;
- Сергей Лукьяненко, цикл «Линия грез»;
- Андрэ Нортон, цикл «Королева Солнца»;
- Пол Андерсон, цикл «Звездные торговцы»;
- Энн Леки, цикл «Империя Радч».
Бонус! Детские произведения о космосе:
- Николай Носов, роман-сказка «Незнайка на Луне»;
- Кир Булычев, цикл «Приключения Алисы»;
- Евгений Велтистов, повесть «Миллион и один день каникул»;
- Люси и Стивен Хокинг, роман «Джордж и Тайны Вселенной»;
- Генрих Сапгир, «Звездная карусель», поэзия;
- Галина Дядина, Андрей Усачев, «Звездная книга», поэзия.

