Начиная читать подборку стихотворений Ивана Ефимова, сразу отмечаешь несколько несомненных преимуществ: иронию и самоиронию, достаточно лёгкую, чтобы не бросаться в глаза, а оттенять смысл, желание и даже умение играть словами и смыслами, как, например, в стихотворении «Про пасть»:
Вариантов не счесть, как можно попасть,
Например, провалившись в яму по пасть,
Или в болото случайно попасть,
В пропасть упасть и там пропасть,
Не вовремя открыв пасть, под немилость подпасть,
И получив кулаком под пасть, к ногам чьим-то пасть,
Засунув не то в пасть, в кому впасть,
Не на того напасть или не от тех отпасть.
От пасти все это, помни про пасть,
Иначе настигнет неизбежно напасть.
Также нельзя не отметить грамотность и пунктуационную корректность – в наше время для многих авторов это практически роскошь, Иван Ефимов действительно хорошо знает законы языка, он не только соблюдает их, но и использует вполне к месту.
Обращают на себя внимание метафоры, может быть, не слишком изысканные, но вполне точные и эмоциональные:
Безоблачное небо словно без рубашки,
Тьму обнаженную покрыли звездные мурашки,
Может быть, вы меня упрекнете и в смерти,
Так же, как упрекали когда-то в любви.
Но что же мешает этим стихам выйти в широкий литературный диалог, к читателю? Несколько очень досадных, бросающихся в глаза моментов, и практически все они касаются специфики поэтического мышления, которое весьма существенно отличается от мышления обыденного. Давайте попробуем разобраться.
Первая проблема – музыка речи, вернее, её отсутствие. Вот хотя бы первая строфа первого стихотворения:
Любуясь в атмосфере преломленным светом,
Подумал я, что хорошо бы стать поэтом
И написать, что день сгорает вдалеке закатом,
Ночь заполняя впечатлений ароматом.
Мы говорим о музыке речи, имея в виду не строгую необходимость соблюдения строгих законов силлабо-тоники, а собственно поэтическое свойство речи – гармонию её звучания, которая проявляется и в верлибре, и в говорном стихе в частности (а Ефимов использует именно данную форму – говорной стих, чётко расчленённый на зарифмованные речевые отрезки, без внутренней ритмической организации). Смысл в стихотворении усиливается, когда получает энергию этой музыкальной волны, так и рождается поэтический эффект.
Однако в приведённом фрагменте в почти разговорный вариант построения речи вдруг вклинивается музыкальная, «поэтически» инверсированная фраза «Ночь заполняя впечатлений ароматом». Это можно было бы счесть приёмом, иронией, цитацией штампа, но когда далее в подборке мы встречаем следующего рода примеры, становится ясно, что перед нами просто поэтическая неумелость и музыкальная нечуткость, буквально режущая слух:
Фантазий моих смелых
Полет
Об наковальню жизни разобьет шлак
Невзгод.
Собью возможностью
Неровности
Событий.
Кузнец я в этой жизни,
А не случайный
Посетитель.
Имея в виду перечисленные выше достоинства подборки, хочется зацепиться за что-то и всё-таки оправдать написанное, например, представить, что подборка создана для рэпа – ритмически акцентированного чтения вслух, и потому на бумаге выглядит несколько странно и беспомощно. Но тогда сразу перед нами встаёт проблема смысла, и она действительно является проблемой практически для каждого стихотворения. Приведённая выше цитата подтверждает нашу мысль, но давайте посмотрим и дальше:
Я спокоен снаружи как удав,
Поражает всех мой спокойный нрав,
Невозможно вывести из себя,
Потому что внутри черная дыра.
Вроде бы есть реакция у меня,
Только это – лишь радиоволна,
Излучается из-за трения,
При аккреции впечатления.
Сингулярность души, как западня,
Не пускает эмоции из меня,
Коллапсирует в бесконечности,
Сжатой до размеров беспечности.
Возможно, имея под рукой учебник физики или хотя бы словарь физических терминов, читатель представит себе некую картину чёрной дыры, но у поэзии другие языковые средства и приёмы выражения чувств, и с этой точки зрения написанное никак не может к ней относиться.
В общем-то, ошибки автора подборки – это типичные ошибки начальной литературной школы – литературного объединения. И если у автора есть поэтические амбиции, то эти ошибки надо изживать.
Первая задача – развивать музыкальный слух. Музыка речи, как мы уже сказали, проявляется во всём, даже в бытовом разговоре, но научиться слышать её можно, только много читая хорошую силлабо-тонику.
Вторая – развивать способность к метафорическому мышлению, ведь приведённые в начале отзыва две метафоры показывают, что такая способность у автора, несомненно, есть.
Третья – выработать дисциплину мысли, что необходимо и в традиционной форме стиха и в его современных вариациях. Пока автор очень небрежен, весьма приблизителен в поиске созвучий, являющихся в силлабо-тонике частью музыки:
Догорают остатки бесчувственной плоти,
Теплым снегом покрыта в округе земля…
Пусть кремация душ в вашей вере не в моде,
Пеплом мертвых иллюзий осядут слова.
И, наконец, самая сложная задача – многомерность поэтического осмысления мира. Пока в данных стихах мир одномерен, и хотя автору удаётся выдержать сюжет с начала до конца стихотворения (что тоже относится к полезным творческим навыкам), сам сюжет вполне прозаичен, это одна линейная мысль, высказанная витиевато, с небрежными рифмами и расхлябанным ритмом.
Конечно, на пути к читателю работы ещё много, но хочется надеяться, что автору хватит характера встать на этот путь и пойти по нему навстречу читателям.
Нина Ягодинцева: личная страница.
Иван Ефимов. Родился в Куйбышеве, вырос в Самаре, живет на Кипре. С детства пишет стихи, но также увлекается физикой и математикой, поэтому в итоге основная профессия ИТ. Как все молодые поэты, вначале писал в основном лирику, потом был большой перерыв в творчестве. Когда вновь потянуло к поэзии, стал в основном писать сатирические и «околонаучные» стихотворения. От строгих рифм ушел к ритму, а от ритма — к экспериментам с размерами. Награжден РСП медалями Бунина и Ахматовой, выпустил четыре небольших сборника стихотворений через самиздат. Ведет каналы на youtube и telegram, на которых анимирует собственные стихотворения, а также размещает обучающие материалы по своей профессиональной сфере (автоматизация тестирования).
Стихотворения Ивана Ефимова*
Если бы я был поэтом
Любуясь в атмосфере преломленным светом,
Подумал я, что хорошо бы стать поэтом
И написать, что день сгорает вдалеке закатом,
Ночь заполняя впечатлений ароматом.
Безоблачное небо словно без рубашки,
Тьму обнаженную покрыли звездные мурашки,
С землею в танце кружится луна,
А мысли с поводка спустила тишина.
И сон, всю ночь блуждавший где-то,
Привязан ко мне тонкой ниточкой рассвета.
Все это мог я написать, если бы был поэтом,
Но я любуюсь в атмосфере преломленным светом.
Про пасть
Вариантов не счесть, как можно попасть,
Например, провалившись в яму по пасть,
Или в болото случайно попасть,
В пропасть упасть и там пропасть,
Не вовремя открыв пасть, под немилость подпасть,
И получив кулаком под пасть, к ногам чьим-то пасть,
Засунув не то в пасть, в кому впасть,
Не на того напасть или не от тех отпасть.
От пасти все это, помни про пасть,
Иначе настигнет неизбежно напасть.
Кузнец
Кую законы бытия
Из себя,
Кувалдой стены разума
Громя.
Найти возможного предел
Давно хотел.
Но в поисках своих пока
Не преуспел.
И пусть краснеет нервов сталь
В горне дней,
С годами она стала только
Прочней.
Сжимая мехи времени
Рукой,
Легирую свои слова
Тишиной.
Фантазий моих смелых
Полет
Об наковальню жизни разобьет шлак
Невзгод.
Собью возможностью
Неровности
Событий.
Кузнец я в этой жизни,
А не случайный
Посетитель.
Черная дыра
Я спокоен снаружи как удав,
Поражает всех мой спокойный нрав,
Невозможно вывести из себя,
Потому что внутри черная дыра.
Вроде бы есть реакция у меня,
Только это - лишь радиоволна,
Излучается из-за трения,
При аккреции впечатления.
Сингулярность души, как западня,
Не пускает эмоции из меня,
Коллапсирует в бесконечности,
Сжатой до размеров беспечности.
Не увидеть, что разрывает грудь,
Если за горизонт событий не шагнуть,
Но обратно вырваться будет нельзя,
Потому что за ним все - часть меня.
Растет энтропия поглощенных миров,
Испаряя массу излишних слов.
Искажается суть послания,
В гравитационной линзе
Повествования.
Невменяемый
Ломая хребет каждой минуте,
Купаться в волнах ускользающей сути.
Взбираясь на острые грани сознания,
Порвать на мгновенье струну осязания.
Не чувствуя страх, расширяя границы,
Найти часть себя в потерянных лицах.
Срываясь в черную бездну веков,
Держаться за край эфемерных слов.
Дрейфуя в потоке душевных интенций,
Заплыть за буйки своих интервенций.
Набрав эвфемизмов побольше в рот,
Погрузиться в мыслей круговорот.
Опускаясь в пучины слепых измышлений,
Все больше мельчать от глубинных давлений.
Собой разрывая поверхности гладь,
Вспомнить о том, что надо дышать.
С тобой
Хочу с тобою совершить ошибку,
Дров наломать или попасть впросак.
Возможно, потому, что внутри пусто,
Хотя скорее, потому, что я - дурак.
Хочу с тобой на дно я опуститься,
Что бы взлетать нам надо было выше,
Хочу кричать с тобою громко-громко,
Чтобы вокруг нас все вдруг стало тише.
Хочу с тобою, ну а что - не важно,
Пусть горько плакать или сладко петь.
Давай, сегодня будет вместо завтра,
Я потом буду за двоих в аду гореть.
Вирус
Меня не пробили пули,
Об меня ломались ножи,
Мои принципы не тонули
Среди окружающей лжи.
Сдирая кожу притворства,
Разрушая привычный устой,
Я не боялся последствий,
Хотя страх всегда был со мной.
Меняясь от года к году,
Но всегда оставаясь собой,
Шагал я с миром не в ногу,
И он становился другой.
Я проходил всегда прямо
Там, где нельзя пройти,
Сметая все что мешало
Со своего пути.
Я - вирус свободы,
Меня бесполезно лечить.
Cо мною жить очень сложно,
Без меня - невозможно жить.
Шакал оконченное
Догорают остатки бесчувственной плоти,
Теплым снегом покрыта в округе земля…
Пусть кремация душ в вашей вере не в моде,
Пеплом мертвых иллюзий осядут слова.
Из трясущихся губ с кровью выльются фразы,
Воем выдаст породу трусливый шакал.
Очень редко вы всё понимаете сразу,
И я видимо зря вам не всё досказал.
Разучились вы мысли читать или лень вам,
Полномочия дальше уже не мои.
Может быть, вы меня упрекнете и в смерти,
Так же, как упрекали когда-то в любви.
* Стихотворения публикуются в авторской редакции.
** В оформлении обложки использован рисунок Ивана Ефимова.