В первой части юбилейного вечера прозвучали приветственные слова от почётных гостей – депутата Государственной Думы Александра Хинштейна, Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Инны Свитенко, Марии Захаровой – российского дипломата, директора Департамента информации и печати МИД России. Депутат МГД Александр Семенников вручил личную награду депутату Московской городской думы Е. Герасимову за важную работу на должности Председателя Комиссии МГД по культуре.
Депутат МГД Александр Семенников и народный артист России Евгений Герасимов
Звучали стихи Маяковского. Народный артист России Евгений Герасимов прочёл стихотворение «Да или нет?»; Инна Свитенко – своё любимое стихотворение «Поэзия»; Мария Захарова с поддержкой зрительного зала, который скандировал строчку-рефрен, исполнила текст «Прочь руки от Китая». В зале присутствовала китайская делегация.
Мария Захарова исполняет стихотворение В. Маяковского «Прочь руки от Китая»
От имени кубинской делегации, также присутствовавшей на вечере, выступил секретарь кубинского посольства в Москве Адриан Ривас Гутьеррес. Маяковский побывал на Кубе лишь однажды и провёл на острове всего несколько часов 4 июля 1925 года. Однако оставил записи о своих впечатлениях в книге «Моё открытие Америки». Прозвучал фрагмент из стихотворения «Блек энд уайт» (начало):
Если
Гавану
окинуть мигом –
рай-страна,
страна что надо.
Под пальмой
на ножке
стоят фламинго.
Цветет
коларио
по всей Ведадо.
В Гаване
все
разграничено четко:
у белых доллары,
у черных – нет…
Секретарь кубинского посольства в Москве Адриан Ривас Гутьеррес
Во второй части был показан спектакль Театра на Малой Ордынке. Создатели спектакля «Маяковский. Городской мюзикл» подчёркивают, что в спектакле нет ни одного выдуманного слова. В основу легли стихотворения поэта, его собственные воспоминания и письма, а также свидетельства о нём Лили Брик и Эльзы Триоле. Все эти слова произносились во времена Маяковского. В спектакле фигурируют известные исторические личности Серебряного века – поэты Игорь Северянин и Велимир Хлебников, Давид Бурлюк и Алексей Кручёных, Василий Каменский, артистка Нора (Вероника) Полонская.
Сцена из спектакля «Маяковский. Городской мюзикл»
В спектакле рассказана история человека, «который создавал новый мир, но не нашел в нем места для себя». Маяковский-поэт создал памятник самому себе. Памятник как образ.
Авторы либретто – Алексей Шошев и Александр Лебедев. Режиссёр-постановщик и музыкальный руководитель – Александр Рыхлов.
Композитор – Алексей Шошев
Хореограф-постановщик – Жанна Шмакова
Сценограф – Дмитрий Довченко
Художник по костюмам – Олег Мазуренко
В роли Маяковского – Андрей Школдыченко, Лили Брик – Янина Студилина, Осипа Брика – Александр Бобров.
Сцена из спектакля «Маяковский. Городской мюзикл»
Музыкальное решение – ансамбль из трёх музыкантов на сцене.
В спектакли жизнеутверждающие громкие марши и хоровые композиции перемежаются с лирическими сольными композициями.
Важный элемент сценографии – агитационные плакаты авторства Маяковского – стихи и изображения, известные как «Окна РОСТа».
В глубине сцены размещена «груда железа»-конструктор. Она – киноаппарат в сцене киносъёмок, она же в сцене проводов друзей, уезжающих в эмиграцию, становится паровозом. К концу спектакля из элементов декораций складывается слово «Маяковский».
Сцена из спектакля «Маяковский. Городской мюзикл»
Выше на заднике размещена большая мишень. Метко и точно попадал в цель своим словом поэт. Но постепенно сам стал мишенью. И сам же, однажды отчаявшись (главное желание поэта: «Я хочу быть понят своей страной» не сбылось) пустил пулю точно в цель, точно в эту мишень…
В начале спектакля показан бойкий советский парад спортсменов. В начале много эксцентрики, все артисты очень хорошо двигаются, создают пластические картины, «фигуры» на сцене. Современная хореография, групповые акробатические номера, танцы со смыслом.
Трагичная нота звучит в конце спектакля. Маяковский читает финал поэмы «Облако в штанах»:
С клещами звезд огромное ухо.
Сцена из спектакля «Маяковский. Городской мюзикл». В роли Владимира Маяковского - Андрей Школдыченко
Особенно запоминаются некоторые сцены – благодаря своему необычному решению. Футуристы рассказывают о своём «Манифесте…(пощёчина общественному вкусу)»… за игрой на бильярде, где белые шары – замотанные бинтом головы артистов.
В сцене знакомства Маяковского с Эльзой важную роль играет ожерелье на шее у девушки. Бусины-жемчужины из рассыпавшегося ожерелья – это гигантские «танцующие» белые шары в руках актёров…
Образ Маяковского в спектакле вышел спорным, живым, неоднозначным, – вполне верится, что именно таким человеком и был великий поэт.
Финал спектакля «Маяковский. Городской мюзикл»
Спектакль «Маяковский. Городской мюзикл» стал лауреатом премии «Музыкальное сердце театра». Его можно посмотреть в Московском театре Луны на Малой Ордынке 31 июля, 9 и 21 августа.