Я бы определил жанр произведения Володимира (так автор указал своё имя), как патриотическое фэнтези для подростков. Повесть написана живо, сюжет развивается стремительно, более того, автору удалось довольно органично «вжиться» в образ студентки Анны (повествование ведётся от её имени). У Анны есть подружка Вика. У Вики парень – Илья. Они, можно сказать, живут в гражданском браке, но в Вику влюблён ещё один студент – Изя. Так что налицо классический любовный треугольник. Илья и Вика не замечают эротических поползновений Изи, но их видит Анна, и пытается вразумить Изю, который оказывается традиционным приверженцем иудаизма, а потому имеет свой взгляд на сложившуюся ситуацию и не теряет надежд на завоевание Вики.
Действие происходит в начале девяностых годов. Студенты оказываются в стройотряде на острове Шикотан Курильской гряды. В то время, как стало известно позже, российская власть всерьёз рассматривала возможность уступки южных островов Японии. Чтобы «подготовить» к этому население, финансирование сокращалось, развитие островов тормозилось. Работал только приватизированный рыбный комбинат на Шикотане, куда на разделку сайры и определили студентов. На одной из вечеринок Анна знакомится с молодым местным жителем Лухой, в которого сразу и безоговорочно влюбляется. Но Луха оказывается непрост. Он, как выясняется во время путешествия студентов по острову, является скрытым лидером молодёжной группы, готовой отстаивать Шикотан (если его решат отдать японцам) с оружием в руках. Молодые защитники острова обнаружили тайные, сохранившиеся после войны, японские склады с оружием и боеприпасами, так что они знают, как встретить, вздумай они туда сунуться, непрошеных гостей.
В произведении много скрытой (возрастной) эротики, что совершенно естественно для такого рода литературы. Лёгкое, с эротикой, понятными молодым людям психологическими коллизиями, увлекательными приключенческими сюжетами чтение сегодня пользуется большой популярностью у юных, сформировавшихся в эпоху «клипового мышления» читателей. Как свидетельствует статистика Литнета и издательства «Эксмо», специализирующегося на литературе для подростков, самыми успешными и продаваемыми авторами сегодня являются: Эмилия Грин, Полина Рей, Тати Блэк и другие, избравшие себе похожие литературные псевдонимы писательницы. Ничего не поделаешь, время (и коммерческая востребованность) диктуют тиражи и жанры.
Володимира Шарапова, впрочем, можно похвалить за гражданскую позицию. Действие произведения разворачивается на фоне патриотических рассуждений Лухи, к которым внимательно прислуживаются студенты. Приключенческую часть сюжета, однако, автору следует доработать, сделать её более достоверной. Луха обнаруживает вход в пещеру со стороны океана. Анна прыгает в воду за ним. В пещере, точнее, в ведущем на тайную японскую базу туннеле между ними произошло то, что и должно было произойти: «Близость любимого человека, тепло его руки опьяняли. Я снова почувствовала, как волна нежности окутала меня с головой. Мои бёдра непроизвольно завиляли не хуже, чем у какой-нибудь модели на подиуме, а грудь начала высоко вздыматься».
Есть в повести и эзотерическая тема. Анну несколько лет назад ударила молния, после чего она пережила клиническую смерть (тёмный коридор, яркий белый свет в конце коридора, встреча с Высшим Существом), но вернулась к земной жизни, чтобы, как объяснило Анне Высшее Существо, бороться со всемирным злом, контуры которого в повести обозначены несколько схематично. Соприкосновение с астралом обернулось для Анны (после выздоровления) умением читать мысли людей и видеть ауры над их головами. В астральном мире у Анны обнаружился двойник и наставник – сущность по имени Эрис. Оказавшись в пещере, под влиянием неких затуманивающих сознание испарений, Анна сумела ментально воссоединиться с воспитывающей в ней мужество Эрис, отважно пройдя через детские комплексы «тёмных комнат» своего сознания, мешавших развитию её личности. После патриотического и фрейдистского (психоанализ) путешествия по острову Шикотан Анна обрела душевную цельность и уверенность в себе.
На мой взгляд, повесть «Шикотан – последний форпост государства», несмотря на все свои достоинства, всё же нуждается в определённой доработке.
Можно подумать о другом названии. Сейчас оно представляется излишне пафосным.
Более подробно прописать ситуацию с тайной японской базой, где в довершении к прочим чудесам Луха и Анна обнаружили ещё и натопленную баню, в которой с удовольствием попарились. Вообще, в связанных с базой эпизодах ощущается некая хлестаковская лёгкость.
Нуждается в прояснении образ Лухи. Понятно, что он патриот и молодец, но пока Луха не воспринимается, как личность. Мне кажется, автору вообще можно было бы отойти от сюжетного захода с письмом Анны, где она сообщает ему о смерти Лухи, а разработать эту тему в самой повести. Володимир Шарапов хорошо вжился в девичий образ, а потому можно просто сделать главной героиней Анну без авторских объяснений и предисловий. Гибель Лухи, как и финал их любовного романа, тоже следует описать более подробно. Молодые читательницы не могут не задать вопросы: что произошло с Лухой и почему они с Анной расстались? Здесь так и просится (близкая по описываемому времени) Чеченская война, но это решать автору.
Не стоит и злоупотреблять цитированием стихотворений, даже таких хороших, как Артюра Рембо. Да, они романтизируют и наполняют текст дополнительным смыслом, но их слишком много, они отвлекают читателя.
В целом же автору удалось главное: показать мир глазами молодых людей, создать ряд интересных и живых характеров – Анна, Вика, Илья, Изя, затронуть много, естественных в годы взросления, психологических проблем. Главное же, интересно и увлекательно о них рассказать.
Юрий Козлов: личная страница.
Володимир Шарапов. Родился в Академгородке — научном и образовательном центре города Новосибирска. Окончил филологический факультет Новосибирского государственного университета в 2000 году. После окончания университета преподавал немецкий язык в Новосибирском военном институте (НВИ) на факультете специальной разведки, затем продолжил профессиональную деятельность в сфере IT. На данный момент работает программистом в международной компании, проживает в Сербии. Публиковался в журналах «Наш современник» (№ 1, 2023), «Аргамак» (№ 1(27), 2018) и в других изданиях и поэтических сборниках.
Книгу Володимира Шарапова можно прочитать здесь.
* В оформлении обложки использована иллюстрация Леонарда Крылова.