Пролог настраивает нас на то, что события в книге будут если и не абсолютно документальны, то основаны на реальных событиях: цитируются сообщения ФСБ России, РИА Новости.
Завязка: взрыв в 2015 году российского самолета, летевшего из Египта в Петербург. Вскоре после теракта ФСБ объявила, что «за предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 миллионов долларов США».
Действие же самого романа начинается в 2019 году с ареста наркокурьера на афгано-таджикской границе. Наркокурьер сообщает пограничникам, что его босс Джафар – спонсор теракта на борту российского самолета. Поначалу те не очень-то верят задержанному, думают, что наркокурьер просто хочет заманить пограничников на территорию Афганистана и сбежать. Но испытатель бронетехники из России Антон Денисов и пограничник-переводчик Руслан Сафаров решают попробовать захватить Джафара…
Пересказывать сюжет не стану – книга опубликована, ее легко можно найти в интернете. А прочитать советую.
Литературные боевики 90-х отбили у меня охоту к приключенческим романам и детективам. Тем более что во многих из них фантазия авторов зашкаливала за все разумные пределы. И потому рад, что обстоятельства позволили снова поверить в приключенческую литературу – роман «Венчур» считаю удачным.
Он динамичный, написанный по преимуществу в настоящем времени, порой напоминающий киносценарий. Но есть и лирические отступления, что необходимо для настоящей прозы.
«Венчур» – роман остросюжетный, как и положено произведениям такого жанра. Персонажи – люди самых разных национальностей, действие происходит в разных странах. Но нигде, кажется, автору не изменило чувство меры, нигде фантазия (а она необходима для написания даже документальной книги) не уводила его в фантазерство.
Антон, Руслан и их отряд, это не голливудские супермены, которые, к сожалению, перекочевали и в наши фильмы последних десятилетий. Каждый из персонажей романа поодиночке мало что может, но боевая слаженность в итоге позволяет отряду добиться многого.
Впрочем, план операции поначалу срывается, и Антон с Русланом почти на месяц оказываются в Китае, но затем, воссоединившись с отрядом, все же завершают задуманное. Получат ли вознаграждение – читайте…
Не меньше, а может, и больше сюжета меня интересовали реалии того, что происходит, как живет тот регион, что назван Центральной Азией. На самом-то деле мы очень мало знаем о современных Афганистане, Таджикистане, а события там происходят довольно серьезные, жизнь меняется порой стремительно. Время в Таджикистане, не говоря уж об Афганистане, не застыло, ситуация сложная и взрывоопасная. И за эти территории идет, когда явная, а чаще скрытая, борьба…
Вот фрагмент одного из споров героев романа:
«Когда самолет набирает крейсерскую высоту, сын историка поворачивается к подельникам:
– Сто семьдесят лет назад Британская и Российская империи вели «Большую игру» за влияние на Центральную Азию, над которой мы сейчас пролетаем.
– И кто, по-твоему, выиграл? – интересуется Пит.
– Никто. После пятидесяти лет «игры» они заключили соглашение о ничейном исходе.
– Похоже, скоро начнется новый раунд «игры», но уже с тремя игроками, – предполагает Ян Вэй.
– С пятью – Индия и Пакистан тоже недалеко... – утверждает Антон. – Всех будут особенно интересовать месторождения, открытые еще советскими геологами. Особенно литий для аккумуляторов. Уверен, что обветшалая британская монархия останется в стороне.
– Хватит с них! – восклицает Ян Вэй. – В позапрошлом веке англичане вывезли из Индии несметные богатства, а в Китае устроили две войны.
– Английские столетия закончились с началом двадцатого века. А теперь завершается и американское столетие, – криво усмехается Антон. – Миру надоела американская гегемония. Наступает черед китайского века.
Пит скептически качает головой, а китайские товарищи, глядя на русского, одобрительно улыбаются.
– Смотри шире, – добавляет Ян Вэй. – Когда Китай с Индией решат вопрос об общей границе в Южном Тибете и начнут дружить по-настоящему, наступит азиатская эра».
Я не знаю биографию Ивана Ефремова, не смог найти другие его книги: интернет упорно предлагает другого Ивана Ефремова – советского фантаста. Но «Венчур» явно не дебют, у автора очевиден писательский опыт. И пишет он со знанием дела, хорошо изучив Центральную Азию. Или на личном опыты, или же по документам, свидетельствам, рассказам людей. Второе даже предпочтительней первого и куда труднее.
Есть в книге немало познавательных деталей, которые подтверждают, что герои имеют специальные знания (а значит, имеет и автор). Это всегда усиливает мое доверие к произведениям. Например, такой вроде бы незначительный, но яркий штришок:
«Булат приносит из «Тайфуна» баллон специального герметика для заклеивания пробоин в шинах. Вместе с Абдулом они заливают его в колеса минивэна, чтобы машина оставалась на ходу в случае попадания в них пуль.
Гонщик объясняет:
– При вращении колеса центробежная сила прижмет вязкий герметик к шине и выдавит его в пробитую резину, где он затвердеет».
Сам я служил в пограничных войсках, и мне было любопытно читать, как устроен быт нынешней погранзаставы, как охраняется граница Таджикистана и Афганистана.
В общем, роман, по моему мнению, достоин прочтения: и несколько вечеров можно провести увлекательно, и пользу получить, новые знания. Да и поразмышлять о том, как там, южнее России, что там тлеет, постепенно вызревает. Пожар или, может быть, некая параллельная нашей цивилизация, та самая «азиатская эра», о которой говорит один из персонажей книги.
Недавно учреждена новая литературная премия – «Главкнига». Положения пока нет, но, судя по заявлениям организаторов, предпочтения будут отдаваться произведениям с «мужественными героями». Думаю, что роман Ивана Ефремова имеет шансы быть отмеченным членами жюри.
Роман Ивана Ефремова «Венчур. Риск ради добычи» на ЛитРес.
Роман Сенчин: личная страница.
От автора о романе "Венчур": "Сюжет был придуман 35 лет назад, тогда же появился синопсис, а через год и киносценарий «Авантюра». Его герои сначала охотились в Афганистане на американского военного советника, а потом с миллионом долларов попадали в Америку. Поэтому сценарий был переведен и привезен туда же. За полгода моего пребывания в Нью-Йорке, с параллельным продвижением скринплея, ни одна киностудия не заинтересовалась им. Зато в 1992 году в Москве киноповесть «Фортуна» была издана тиражом 50000 экземпляров. В 2001 году, после атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, ФБР назначило за Усаму бен-Ладена вознаграждение в $25 миллионов. Переделанный киносценарий Reward, в котором команда авантюристов пытается в афганском Тора-Бора поймать террориста N1, на одном из литературных конкурсов в Голливуде занял 1-е место. Это стимулировало меня слетать в Лос-Анджелес, где с помощью дочери моего друга и ее мужа – известного продюсера (Jeffrey Silver), удалось найти студию, которая начала собирать $30 миллионов на производство кинофильма. Однако в одну из пакистанских ночей «морские котики» расправились с Усамой, и фильм стал неактуален. Когда в 2015 году ФСБ объявила о 50-ти миллионах долларов за содействие в задержании организаторов взрыва на самолете в Египте, я в очередной раз актуализировал фабулу, а screenplay Venture обрел русский аналог – киноповесть «Авантюра». В 2020 году, обратившись в «Печорин.нет», я получил на эту повесть две рецензии от Юрия Козлова и Алексея Колобродова, которые подсказали, в каком направлении двигаться дальше. С тех пор киноповесть в творческих муках постепенно трансформировалась в роман «Венчур» с вероятным продолжением и с перспективой разродиться сценарием минисериала. Несколько коротких рецензий можно также прочитать на портале ЛайвЛиб.