«Разведчик Гулявин и история нелегальной разведки в российской истории столетней давности» (Наталья Гранцева о романе Софии Осман «Записки графа Гулявина»)

20.08.2020 6 мин. чтения
Гранцева Наталья Анатольевна
Рецензия Натальи Анатольевны Гранцевой - поэта, эссеиста, волонтера шекспироведения, лауреата литературных премий, главного редактора журнала «Нева» (Санкт-Петербург) - на роман Софии Осман «Записки графа Гулявина».
«Разведчик Гулявин и история нелегальной разведки в российской истории столетней давности»

(Наталья Гранцева о романе Софии Осман «Записки графа Гулявина»)

Записки – почтенный жанр мировой и отечественной литературы. Само слово привлекает читателя как обещание чего-то нестандартного, субъективно-исторического. А уж если это записки графа или князя... Читатель предполагает, что речь пойдет о событиях до 1917 года. Позднее графы уже не выживали в российской действительности. Однако уже третье слово в названии произведения заставляет задуматься: уж очень оно не аристократическое. Близко к простонародному Гулява, Гуляка... Как будто перед нами какой-то пародийный граф. Да граф ли это?

Погружаемся в текст первой главы (всего их две).

Перед нами любовное письмо графа. Адресовано оно графине. Вот образчики графского слога:

«Прошлой ночью я мотался до утра, мучаясь страшной бессонницей.

Глубокая и неизлечимая тоска упекла меня в узилище. Я — заключенный. Я обезличен.

Эта ядовитая изоляция изводит меня.

Сквозь туман воспоминаний выхватывается то одно, то другое и прилипает.

Я мечтаю о Вас, как о прелестном пристанище, которого у меня никогда не было.

Я же ничтожен и, к своему стыду, неутомим.

Мое воображение мучается картинами союза горячих сердец, окрашенных ликованием от невероятных возможностей двух гибких тел...»

Подозрение в том, что юный граф с гипертрофированным либидо – не настоящий только нарастает. Чуть далее мы встретим такие образцы стилистического дурновкусия и пошловатости как «коварные задумки, сладостные изгибы Вашего изящества», «Мой разум мутится, а тело стонет от неприменения».

Поразимся тому, что граф обращается к графине по имени (милая Александра) или несколько развязно «Разлюбезная моя Графиня»  - так мог бы обращаться к даме какой-нибудь пьяный Лебядкин...

Впрочем, графиня Александра Добронравова, живущая в близлежащем имении, отвечает графу более культурно, она владеет эпистолярным искусством, хотя и не чужда безвкусице, рассуждая о «климатическом балансе» или о том, как «подвязать свой интеллектуальный интерес...»

Воодушевленный граф отвечает «дорогой Александре» и даже просто «Саше...» Поразительное амикошонство!

Первые две-три страницы говорят о том, что читателю предлагается знакомство с какими-то самозванцами – графом и графиней, прикрывающимися то ли вымышленными статусами и именами, то ли какими-то агентурными кличками. Впоследствии – и очень скоро – выясняется, что графиня Александра Добронравова (говорящее имя!) на самом деле всего лишь внебрачная дочь графа, зовут ее Александра Доброва. Сам граф Добронравов-старший – участник «войны теней», разведчик-нелегал в азиатских странах, лектор Николаевской академии Генерального штаба. Судя по неотесанной стилистике писем графа Гулявина Родиона – и он бастард или какой-нибудь графский камердинер Гулявин (говорящее имя, нагулян графом).

Два слова из трех в названии произведения оказываются пустышками. А как же обстоит дело со словом Записки?

И здесь мы очень быстро убеждаемся: перед нами, скорее всего то, что можно назвать досье. То есть переписка Гулявина с Александрой (вся первая глава) и переписка обоих с другими лицами, которая могла бы попасть в состав Записок только в том случае, если сам Гулявин видел ее в полном досье спецслужб.

Возможно, в дальнейшем мы увидим описание всего героического пути разведчика Гулявина, который в первых двух главах тренируется в искусстве обольщения возрастных красавиц и как жертва азартных игр оказывается в ловушке из-за денежного долга. Стандартные, вневременные технологии.

Как можно понять из содержания первых двух глав, которые предоставлены рецензенту, действие происходит в 90-е годы XIX века в окрестностях столицы Российской империи. В тексте не названы какие-то исторические лица, но, может быть, и другие герои нам представлены как носители агентурных кличек: Ренинский Карл Иванович (такой человек российской истории не известен), Моладина Эстер (такой в истории не существовало), Симон Ленисс (неизвестный англичанин-астроном) и т.д. Старшие товарищи внедряют зависимых от них юношей в структуры зарубежных государств. (Например, Австро-Венгрии).

Если далее повествование пойдет в этом направлении, интерес читателя обеспечен.

История нелегальной разведки в российской истории столетней давности малоизвестна публике. Может быть, среди разведчиков той поры были настоящие герои. Может быть, читатель узнает и об их славных деяниях. Если срок секретности уже истек.

Текст обещает быть очень интересным. Даже если автор создал полностью вымышленных героев. Этот вариант тоже не исключен. Есть и другие. Возможно, не случайно в тексте упоминается война теней – как современный образ актуальных межзвездных войн из телесериала и игры «Вавилон-5».


Наталья Гранцева: личная страница.

София Осман. Родилась в июле на севере России. Проживает в Москве. По материнской линии имеет румынские корни. В 2005 году окончила Московскую Государственную Юридическую Академию. Свои силы в литературе начала пробовать всего несколько лет назад. Первые рассказы – «Комиссаров» и «Таня Танк» - были размещены на писательском ресурсе Proza.ru. В 2019 году издательством «Эксмо» был напечатан дебютный роман «История Мишеля Боннара», действие которого происходит в настоящее время во Франции. В нем автор рассказывает историю правнука великого французского писателя Мишеля Боннара, который попав в таинственную переделку, обретает возможность жить после смерти. Роман имел хвалебные отзывы и распродан тиражом 3 000 экземпляров. Спустя полгода, вышло продолжение романа под названием «Куранго», права на произведение были тоже приобретены издательством «Эксмо». В 2020 году был издан сборник современных рассказов «Варфия». В настоящее время София в сотрудничестве с издательством «1000 бестселлеров» готовит к выходу роман детективного жанра в серии: «Приключения Фредерика Робьера - Лунные наместники».

1922
Автор статьи: Гранцева Наталья Анатольевна.
Родилась в Ленинграде. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Поэт, эссеист, волонтер шекспироведения. Автор пяти книг стихов и семи книг исторической эссеистики. Лауреат нескольких литературных премий. Главный редактор журнала «Нева» (Санкт-Петербург).
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9767
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8902
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7379
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5819

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала