.jpg)
Военные сюжеты.
Обзор публикаций в литературных журналах к 75-летию Победы.
75-летие Великой Победы отразилось в публикациях большинства литературных журналов России. Редакции одних изданий отдали материалам о Великой Отечественной войне значительную часть объема своих майских номеров, редакции других приняли решение освещать эту тему в течение всего юбилейного года. Расскажем о некоторых публикациях.
В петербургском журнале «Звезда» стоит обратить внимание на рубрику «Война и время». Под этой рубрикой в январском номере Елена Макарова публикует воспоминания Питера Харрингера, встретившего войну ребенком, а Юрий Лебедев еще раз обращается к теме крупнейшей морской катастрофы военного времени – гибели лайнера «Вильгельм Густлоф».
В апрельском номере «Звезды» представлен очерк Григория Фукса о Нине Покровской. Нина была единственной девушкой в диверсионной группе, действовавшей в тылу у финнов. Попала в плен, однако двухлетнее пребывание в плену оказалось не самым страшным периодом в ее жизни. Вернувшись домой, она лишь чудом не оказалась в ГУЛАГе... Таким образом, судьба Нины Покровской – рассказ не столько о войне, сколько о минувшем веке, о времени, когда героя могли объявить врагом. И забывать об этих страницах истории недопустимо.
В майском выпуске «Нового мира» о годах Великой Отечественной вспоминает Виктор Резцов. Когда началась война, Резцову исполнилось всего пять лет. Война для него – это потеря отца, не вернувшегося с фронта, голод, тиф, несколько пережитых бомбежек, тяжелая работа на колхозных полях. Жизнь маленького человека не раз могла оборваться: «... в свои шесть лет я увидел настоящую войну и фактически был ее участником. Я впервые увидел убитого советского командира и самодовольных «ржущих» иностранцев – его убийц, вероломно вторгшихся на нашу землю устанавливать свой «порядок». И сейчас, когда я слышу высказывания отдельных демагогов о том, что лучше было бы сдаться немцам и жить под их пятой, я хотел бы поставить их рядом со мной тогда летом 1942 года на окраине деревни Богородицкое Курской области».
В майском номере журнала «Знамя» Великой Отечественной войне посвящено несколько материалов. Центральная публикация номера – объемное повествование Виктора Бердинских «Воюющая Россия». Автор – доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и краеведения Кировского педагогического института – опросил несколько сотен человек о быте военных лет. О том, как встретили войну, как бились с фашистами, как выживали в тылу, рассказывают от первого лица простые люди, родившиеся в первой трети ХХ столетия.
Весьма любопытны фрагменты фронтовых писем детского писателя и переводчика Михаила Гершензона. Большинство читателей вряд ли сразу вспомнит этого автора. Однако одну работу Гершензона точно знают все с юных лет. Это – знаменитые «Сказки дядюшки Римуса». Помните историю о том, как Братец Кролик уговаривал поймавшего его Братца Лиса не бросать его в терновый куст? Автор этой и других сказок о Братце Кролике – американский писатель Джоэль Харрис, в нашей стране они стали известны как раз благодаря Гершензону, который перевел их на русский язык и литературно обработал.
Летом 1941 года писатель ушел на фронт. Домой – жене Лие Коган – полетели его письма. Она их бережно сохранила и в 1960-х даже опубликовала. Но не все. В майском номере «Знамени» печатаются те фрагменты, которые ранее были не известны или купированы. В них Гершензон рассказывает о прозаиках и поэтах, с которыми он сдружился на войне, о том, что пишет и читает, и, конечно, представляет фронтовые будни. Замыкает публикацию, подготовленную Мариной Щукиной, последнее предсмертное письмо Гершензона. 14 августа 1942 года, через несколько дней после тяжелого ранения писатель ушел из жизни.
Имени Клавдии Данилиной читатели точно не знают. Когда началась Великая Отечественная, она только-только окончила школу – можно сказать, была совсем девочкой. Фрагменты воспоминаний Клавдии Андреевны, подготовленные к печати ее дочерью Верой Пальчун, так и называются – «Девочка на войне». С началом боев Данилина в составе добровольческого отряда была отправлена под Смоленск. Там комсомольцы строили оборонительные сооружения. А немцы продолжали наступать. Отряду пришлось выходить из окружения, искать своих. Но в итоге свои же едва их не расстреляли. Впрочем, девочка вспоминает не только страшные моменты войны. Были и светлые страницы, было даже смешное. К примеру, смелая девушка, не раз оказывавшаяся на волосок от гибели, рассказывает о том, как однажды испугалась маленькой лягушки, прыгнувшей ей на голову. А рядом шли бои…
С военными дневниками Александра Контарева читателей знакомит Павел Полян. В них – тоже немало удивительного. Скажем, иногда Контарев умудрялся делать записи непосредственно во время боя, при этом, боевые действия называл «игрой», а цель преследовал всего одну, – выжить. Самое любопытное в дневниках – конечно же, чувства солдата. Тут не только постоянные рассуждения о страхе смерти, но и недовольство воинским начальством, и жалобы на одиночество, и интимные подробности отношений с девушками, иногда описываемые весьма грубо. Но такова жизнь простого парня – пусть дерзкого и необразованного, но искреннего, настоящего. Тем более, бойцом Александр Контарев был отважным: фрицев бил безжалостно, за что и был представлен к ордену Красной Звезды.
«Иной» взгляд на войну, взгляд с другой стороны – во фрагментах дневников немецкого офицера Мартина Штеглиха в переводе Сергея Вершинина. Поражают записи Штеглиха, датированные второй декадой июня 1941 года. Когда до вторжения фашистских войск в СССР оставалось больше недели и наши лидеры еще не верили в возможность войны, простой обер-лейтенант (то есть, всего лишь младший офицер, даже не полковник, не генерал) продолжал уверенно вести свою роту на восток. Он изучал книгу о России, рассуждал о трудностях русского языка и твердо знал, что бои с советскими солдатами вот-вот начнутся. Поневоле с горечью задумываешься: почему же мы оказались не готовы к этому вторжению?
Наконец, в майском выпуске «Дружбы народов» опубликовано много материалов о послевоенных годах, последствиях войны. Тут – и проза, и поэзия, и публицистика. Впрочем, открывается номер опросом о другой «войне» – не стихающей «войне» с коронавирусом. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
.jpg)
.jpg)