«Лето. Отпуск. Море»
Дмитрий Воронин о повести Валерия Андронова
Повесть Валерия Андронова, видимо, написана по следам впечатлений автора от собственного отдыха у южного моря, и поэтому в ней явно просматривается смещение текста в область документально-мемуаристического порядка. Основное внимание в тексте уделено описанию места пребывания героя повести и его друзей, а также дороге к пляжу и обратно. Из сорока четырех страниц повествования добрая их половина о застольях, попугае фотографа, который тоже не равнодушен к шашлыкам, и пляжном отдыхе. Другая половина – пространные разглагольствования «Доктора» и случаи из жизни «Отца Ивановича», произошедшие с ним в разные времена, и претендующие якобы на некий юмор, по мнению автора.
Сотни тысяч отдыхающих каждый год направляются к теплому морю, и у каждого из них своя «дорога» к пляжу. И все они проходят мимо кафе, столовых и харчевен с шашлыками, пиццами, беляшами, борщами и пивом. У всех по пути встречаются фотографы с попугаями, питонами, обезьянами и даже собаками. И все они, как один, с восторгом бросаются в море, плавают, ныряют, рассматривают на дне всякую бяку. Потом выходят из воды и лежат на песке. А если каждый из них напишет об этой своей «дороге» к счастью, да ещё приправит данный моцион такими литературными словечками, как «сука», «жопа» и т.п., станут ли читать такую литературу? Ответ напрашивается моментально.
Тем не менее в повести присутствует некоторая художественность. Однако эта художественность не вытягивает текст на уровень литературного произведения, способного завоевать благосклонность читателя. И дело тут в ошибке, которую допускает большинство сегодняшних авторов. Они не знают или забывают, что художественная литература ставит перед собой задачи и цели, выявляет проблемы. И если у произведения этого нет (или это проходит по касательной), такое произведение не может состояться.
Данная повесть сыра и не отработана. Её можно поправить, но тут требуется особое усилие автора, ведь надо пересмотреть полностью подход к сюжету и героям.
О чём эта повесть? Об отдыхе друзей. Готов ли читатель воспринимать обычный отдых, как откровение? Конечно же нет. В повествовании должен быть какой-то вопрос, какая-то проблема, какая-то интрига. И она должна быть главной. Всё выстраивается вокруг этой проблемы-интриги-загадки. Это каркас, скелет, всё остальное (отдых, море, еда, попугаи) – мясо. Если нет основания, то и «мясо» не держится, конструкция рассыпается.
Казалось бы, у автора появляется эта интрига в виде загадочного авианосца, маячащего где-то далеко в море, где-то на границе с горизонтом, но.... Читаешь текст. А тайна не проявляется. Ты на 20 странице (в повести их 44) - ничего не завязывается, ты на 30 – опять ничего, ты уже на 40... Ощущение полного обмана. Может такова и была цель у автора, увлечь читателя мнимой проблемой и заставить дойти до конца произведения, не дав в итоге ему ничего? Но тогда не надо ждать и восторженных отзывов, и самих читателей, и, тем более, почитателей. После такого разочарования вряд ли кому захочется по второму разу соприкасаться с произведениями данного литератора.
Теперь немного о частностях. Начнём с «интриги». Идея очень даже хороша, разделить общество на «видящих» и «слепых», но она, к сожалению, не реализована (вот тут бы автору и поработать). Я, как читатель, так и не увидел актуальности появления авианосца в данном «царстве» неги и покоя. Этот городок находится в России, явно у Чёрного моря. Зачем в Чёрном море авианосец, какой смысл его там держать? Если есть смысл, то тогда откуда он, каковы его цели? Воспользуйтесь фантазией. Может он охраняет «дворец Путина», или это мощный ВМФ Грузии готовит удар по важному объекту (курортному городку) с целью захватить в заложники попугая (или вернуть его на родину в кабинет Саакашвили), или это инопланетный корабль, трансформированный в военный, или... Интрига должна быть «видимой».
Молодые люди ночью подвергаются мощной атаке со стороны авианосца. Да ерунда полная. С какой стати такая шумиха, если потом всё засекречивают? По логике вещей операцию по уничтожению (взятию в плен, заложники и т.д.) незваных гостей провели бы скрытно, малыми силами (они же профи) без прожекторов, вертолётов и прочих фейерверков. Зачем пугать курортников? Вот тут бы и проявил себя легендарный «Конь», как самый крутой наёмник (он постоянно воюет). Но... Опять разочарование. Да и само имя героя – «Конь» крайне неудачно. Ну как этого персонажа можно воспринимать в качестве отчаянного вояки, когда он при «шпорах», и с таким прозвищем. Конь, он и в Африке конь. Неудачен и «Отец Иванович». Какой он отец, если над ним издеваются «друзья», брея его под «крепкого орешка»?
И это только малая часть того, что требует «хирургического» вмешательства.
В общем, автору надо серьезно поработать над сюжетом, а сам текст потом отдать хорошему редактору, чтобы он выловил максимальное количество «блох», коих в повести предостаточно. Они тоже сильно снижают качество текста.
И последнее. Автор, безусловно, обладает литературными способностями, это видно по построению самого текста. Описательность места, верное расположение диалогов, разговорная речь (за некоторыми исключениями) и даже пространные монологи, всё это указывает на то, что автор не дилетант. Остаётся только более вдумчиво отрабатывать свои произведения, насыщать их проблемами, и тогда...
Прочитать рассказ Валерия Андронова можно по ссылке.
Воронин Дмитрий Павлович: личная страница.
Андронов Валерий Петрович родился 19.11.1957 в г. Псков, после окончания средней школы три года службы в ВМФ СССР. В 1982 окончил Ленинградской Мореходное Училище по специальности радиотехника. 12 лет отходил в море на судах загранплавания радиооператором. Сейчас проживает в Санкт-Петербурге. Автор-исполнитель, имеет несколько сольных концертов, а также участвовал в выступлениях с Розенбаумом, Ваенгой, Скляром, Лепёхиным и т.д. Прозу стал писать два года назад. Наград и публикаций не имеет.