Юрий Козлов о рассказах Евгения Мирмовича

06.06.2022 3 мин. чтения
Козлов Юрий Вильямович
Рецензия Юрия Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета» - на рассказы Евгения Мирмовича «Подарок на день рождения», «Ударная левая», «Красная скрипка», «Новое чувство», «Откуда ноги растут».

Рассказы Евгения Мирмовича читаются легко. Каждый из них вполне отвечает определению Хемингуэя, что основой хорошего рассказа, прежде всего, является интересная история. Евгений Мирмович пишет уверенно. И пусть в его литературном языке нет особых изысков и запоминающихся метафор, он вполне ясен и технологичен, то есть воспринимается читателем естественно и с доверием.

Рассказы «Подарок на день рождения» (о девочке, чей день рождения совпал с днём смерти бабушки, что разрушило светлую иллюзию праздника и заставило её задуматься о грустных реалиях жизни), «Новое чувство» (о взятом другой девочкой в дачный дом на летнее время котёнке, которого по окончанию сезона родители попросту выбросили из машины), «Откуда ноги растут» – название не представляется мне удачным – (о первом опыте соприкосновения с жестокостью в детском сообществе) – это скорее психологические этюды. Главное в них – не герои (они достаточно схематичны), сколько сам факт переживания и усвоения ими неких истин человеческого бытия. В этом плане рассказы представляются несколько назидательными, напоминающими игровые ситуации из психологических тренингов.

Куда больше мне понравились рассказы на военную тему – «Ударная левая» (о двух бойцах, один из которых в критический момент – умереть или остаться в живых – ухватившись за трос, сброшенный из уходящего в море катера, оттолкнул «ударной левой» ногой товарища) и «Красная скрипка» (о страданиях высланных по приказу Сталина из Крыма татарах на примере судьбы маленького мальчика Энвера, потерявшего семью, но чудом выжившего, благодаря тому, что не все, осуществлявшие депортацию конвоиры были безжалостными и бездушными исполнителями, встречались и среди них нормальные люди).

В этих рассказах в гармоничном единстве «заархивированы» трагедии отдельных человеческих судеб и народа в целом. Они свободны от обличительного пафоса. Автор не идёт по пути противопоставления добра и зла, показывает жизнь в её сложном разнообразии и тонких душевных нюансах. Так мечтавший в юности играть в футбол герой рассказа «Ударная левая», ставший впоследствии уважаемым ветераном войны, не любит вспоминать героические будни и делиться с молодёжью военным опытом, потому что на всю его жизнь легла тень того рокового «удара левой», когда он смог спастись, оставив друга умирать. И когда, спустя десятилетия, они случайно встретились (оказалось, что тот выжил), давний страшный поступок оказался как бы перечёркнут радостью от того, что товарищ живой. И первая реакция (конечно же, никто ничего не забыл) в итоге была снивелирована той самой широтой русской души, способной не забывать, но прощать и преодолевать зло. Возможно, кому-то идея рассказа покажется спорной, но в ней есть правда жизни. Подтверждением тому служит известный факт, что настоящие фронтовики не любили вспоминать войну, редко делились с родственниками впечатлениями о ней. Соловьями о подвигах пели в основном тыловики и записные «ветераны», находившиеся вдали от передовой.

Убедителен и рассказ «Красная скрипка», хотя использование символа музыкального инструмента, как некоего элемента победы жизни над смертью, вечности искусства и т.д. не кажется оригинальным. Рассказ силён описанием страданий крымскотатарского народа, детальным препарированием ситуации с оккупацией Крыма немцами и последующей жестокой депортацией татар в Среднюю Азию. Трагедия показана глазами ребёнка. Герой не анализирует происходящие события, а просто бесхитростно о них повествует, не давая им морально-нравственной оценки. Это усиливает достоверность повествования, заставляет читателя не только переживать, но и думать о причинах происходящего, искать и находить собственное объяснение описываемым историческим событиям.


Pechorin.net поздравляет автора: рассказы Евгения Мирмовича «Ударная левая» и «Красная скрипка» будут включены в очередной журнальный сборник «Роман-газеты» «Современный российский рассказ».


Юрий Козлов: личная страница

Евгений Мирмович родился в Ленинграде в 1973 году. По образованию юрист. В настоящее время общественный деятель, литератор, куратор волонтёрских проектов в области работы с детьми инвалидами. С 2019 года один из редакторов литературного портала «Изба читальня» входящего в перечень социально значимых интернет ресурсов России, финалист национальной премии «Писатель года 2021», лауреат конкурса, посвящённого 80-летию со дня рождения С. Довлатова, проведённого при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Произведения автора печатались в сборниках «Писатель года», «Художественное слово», «Антология русской прозы», «Русские сезоны», «Славянское слово» и «Сокровенные мысли». Кроме того, с творчеством автора можно познакомиться на литературном портале «Изба читальня». Некоторые произведения Евгения Мирмовича звучали на радио «Гомель плюс» (Республика Беларусь) и печатались в издательстве СИНЭЛ отдельным сборником «Бессмертие» вышедшем в свет в начале 2021 года.


Рассказы Евгения Мирмовича можно прочитать здесь.

811
Автор статьи: Козлов Юрий Вильямович.
Прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий, литературный критик «Pechorin.net».
Пока никто не прокомментировал статью, станьте первым

ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ

Жукова Ксения
«Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...» (рецензия на работы Юрия Тубольцева)
Рецензия Ксении Жуковой - журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Pechorin.net» - на работы Юрия Тубольцева «Притчи о великом простаке» и «Поэма об улитке и Фудзияме».
9777
Декина Женя
«Срыв» (о короткой прозе Артема Голобородько)
Рецензия Жени Декиной - прозаика, сценариста, члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура», преподавателя семинаров СПМ и СПР, литературного критика «Pechorin.net» - на короткую прозу Артема Голобородько.
8908
Сафронова Яна
Через «Тернии» к звёздам (о рассказе Артема Голобородько)
Рецензия Яны Сафроновой - критика, публициста, члена СПР, редактора отдела критики журнала «Наш современник», литературного критика «Pechorin.net» - на рассказ Артема Голобородько.
7381
Козлов Юрий Вильямович
«Обнаженными нервами» (Юрий Козлов о рассказах Сергея Чернова)
Рецензия Юрия Вильямовича Козлова - прозаика, публициста, главного редактора журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», члена ряда редакционных советов, жюри премий, литературного критика «Pechorin.net» - на рассказы Сергея Чернова.
5826

Подписывайтесь на наши социальные сети

 

Хотите стать автором Литературного проекта «Pechorin.Net»?

Тогда ознакомьтесь с нашими рубриками или предложите свою, и, возможно, скоро ваша статья появится на портале.

Тексты принимаются по адресу: info@pechorin.net.

Предварительно необходимо согласовать тему статьи по почте.

Вы успешно подписались на новости портала