Вадим Белотелов. Иные. Часть первая. Клан-1
Произведение Вадима Белотелова относится к весьма популярному сегодня жанру «боевого фэнтези». У этого жанра свои законы: стремительно развивающийся сюжет; яркие, как правило, обладающие сверхъестественными способностями герои; некая глубинная (геополитическая, или апокалиптическая в духе «последней битвы» между рыцарями света и тёмными силами) подоплёка, объясняющая происходящие в произведении события. Роман «Иные» вполне соответствует этим требованиям, хотя с полной уверенностью говорить об этом рано, поскольку автор представил для разбора только его первую часть. Как и положено заканчивается она на самом интересном, а именно – временном поражении, сражающегося с силами зла «клана».
По сюжету роман Вадима Белотелова напоминает знаменитый сериал «Люди Х». В «Иных» государство (в лице ФСБ), столкнувшись с угрожающим существованию страны вызовом (по России прокатилась волна необъяснимых самоубийств ведущих учёных), привлекает для расследования этого дела людей с уникальными способностями. Александр (Лис) – подполковник, воин, государственник и патриот – достиг совершенства в боевых искусствах. Змей (Евгений) – существо, стоящее на более высокой ступени антропологического развития. Он связан с миром «тонких материй», где добро и зло сплетены в узел, понять, а тем более распутать который смертным людям невозможно. Это интрига «на вырост». Какая – светлая или тёмная – (можно вспомнить фильм «Звёздные войны») в нём преобладает в конечном итоге? Яна – девушка сложной судьбы – умеет читать мысли окружающих людей. Ясновидящая Алла – может по фотографии определить местоположение человека, она «считывает» информацию биополей, чувствует опасность и предупреждает о ней. Севиль – целительница из Азербайджана – лечит людей в физическом и духовном смыслах, принимая их боль и беды в свою душу. Ей это даётся нелегко, но она верит в своё предназначение помогать людям, не различая нуждающихся в её помощи на своих и чужих. Она неоценима в деле восстановления психической стабильности героев после перенесённых стрессов и напряжения, вызванного необходимостью использовать в полном объёме свои сверхъестественные способности. Максим Круглов – талантливый хакер с вживлённым чипом. Его «клану» экстрасенсов пришлось освобождать из секретной лаборатории, где преступный синдикат занимался не только хакерскими атаками на банки и биржи, но и медицинскими экспериментами по превращению людей в готовых выполнять любые команды «зомби». Этой проблеме в романе уделено большое внимание. Понятно, что за мнимыми самоубийствами учёных стоят какие-то инфернальные силы, и «клан», используя свои уникальные способности и помощь ФСБ, вступает с ними в борьбу.
Я бы не отнёс произведение Вадима Белотелова к художественной литературе. Роман «Иные» «сделан» по правилам остросюжетных коммерческих творений, которые быстро читаются и ещё быстрее забываются. В нём не ощущается личность автора. Это роман-схема, компьютерная игра на предложенную тему. При этом хочется отметить, что в первой части романа намечены довольно интересные, волнующие общество, темы. Это и коррупция (подпольное казино, где собираются связанные с преступным миром бизнесмены), и конспирология (кто управляет нашим миром?), и библейское противостояние добра и зла, как последнее сражение света и тьмы, и попытка разобраться – на чьей стороне в этой войне выступают надмирные силы? На стороне света, как считает один из руководителей операции высокопоставленный чекист «Отец Сергий» выступает некий Творец, Высший Разум – демиург всего хорошего и правильного в нашем мире. Но есть и другие представители «тонких миров»: «Хозяюшка», наделившая Евгения (Змея) умением подавлять волю людей; таинственный «Голос», приходящий в критические моменты на помощь Александру (Лису). Когда во время военных действий на Кавказе он получил серьёзные ранения и должен был погибнуть, «Голос» прислал волков, которые доволокли Александра до дороги, где его подобрали и отправили в госпиталь российские военные. Ясновидящая Алла получила свой дар после того, как пережила две комы. Что-то сравнимое с этим испытала и азербайджанская целительница Севиль. Позиция и цели других, вступающих в контакт с людьми, сил не всегда могут быть объяснены традиционными представлениями большинства людей о том, что есть добро, а что зло. Здесь всё сложнее и тоньше.
Есть в романе, как без этого, тема зарождающихся чувств между двумя парами героев «клана»: Александром (Лисом) и Яной; Евгением (Змеем) и Аллой. Решает её автор вполне традиционно, без выдумки: «Пока они накрывали на стол и мило беседовали ни о чем, весь мир с его неотложными делами и проблемами исчез в восхитительном облаке зарождающихся чувств» (стр. 69).
Поскольку роман «сделан» по соответствующим стандартам и, возможно, рецептам («Как написать бестселлер за две недели?), в нём было не обойтись без философских обоснований идей, во имя которых поднялись на борьбу со злом герои: «Цивилизация насытила жизнь комфортом, но отняла самое важное и незаменимое: единение с природой, с живым миром. Развращенное человечество, ошибочно ставя себя на высшую ступень мироздания, отрывает и уничтожает собственные корни. Людей, понимающих подлинную ценность этой связи, становится все меньше и меньше. Но Змей не принадлежал к общей массе. Еще давно он навсегда отказался от этого загнивающего и тонущего в собственных нечистотах организма… (стр. 6). А вот как объясняет своё понимание мировой истории Александр (Лис): «Продолжительное время человечеству сознательно навязываются неправильные, а точнее, низменные ценности. Духовное, моральное и интеллектуальное здоровье человека медленно и бесповоротно движется к разложению. Людей умышленно загоняют в рабство вещей и постыдных желаний. С помощью новых технологий неотвратимо происходит переформирование человеческого мышления. Плюсом, появляется все больше возможностей управлять людьми через подсознание. СМИ, Интернет, социальные сети. Все работает на них…» (стр. 47-48).
В то же самое время, помимо публицистических пассажей, в романе есть немало любопытной информации: о шаманах; истории ордена наёмных убийц (ассасинов); скрытых особенностей зеркал; размышлений о религиях, язычестве, устройстве мира «тонких материй», жизни после смерти; типологии призраков и т.д.
У произведения Вадима Белотелова будет свой читатель. Это современная, не отягощённая знаниями и знакомством с шедеврами мировой литературы молодёжь. Эти читатели не обращают внимания на такие особенности авторского письма: «Неприкрытая, немного злая ирония на грани ехидного сарказма вылетела из Евгения, как осенний сквозняк» (стр. 16); «– Спасибо, – поблагодарила женщина и, откидывая тело назад, расслабленно утонула в мягком сидении (стр. 22); «– Вам, может быть. Мне – нет, – дерзко ответила женщина, сверкая гневом в глазах» (стр. 27); «Теплые солнечные лучи, изысканно пританцовывая, проникли в комнату через полуоткрытое окно. Мягко и непринужденно они двигались к лицу спящего Лиса. Первые нежные волны тепла коснулись его кожи. Мужчина тут же проснулся и прикрыл глаза рукой, но через пару секунд убрал ладонь и с наслаждением впитал в себя приятный солнечный водопад. Затем Лис с силой отдернул одеяло и бодро вскочил с постели (стр. 34); «Александр обернулся с убийственным взглядом» (стр. 59); «Взгляд Александра зажегся огненным гневом. Стало понятно, что он начал заводиться» (стр. 69).
Увы, таких примеров в тексте великое множество. Тем не менее, подобная литература сегодня пользуется успехом у читателей, держит первенство по тиражам, охотно распространяется на бумажных и электронных носителях. Издатели предъявляют к ней особые требования, мало связанные с такими вещами, как художественная изобразительность, литературный язык, достоверность характеров героев, наконец, личный взгляд автора на описываемые события, его понимание сил, движущих в нашем мире «солнце и светила». В этом плане я бы посоветовал автору поработать с текстом, по крайней мере, уйти от штампов и «красивостей». От этого роман только выиграет. И всё же, первая часть его романа читается легко и с интересом. Хочется узнать, как будут развиваться события дальше. Закрутить, хоть и не оригинальную, но волнующую читателя интригу Вадиму Белотелову удалось.
Юрий Козлов: личная страница.
Белотелов Вадим. Писатель-фантаст. Пишет в разных жанрах: катастрофа, мистика, боевая фантастика. В каждой книге есть немного философии и основополагающий посыл, скрытый, но в авторском понимании правильный. Цель — помощь обществу.