Автор представил философско-психологический цикл о внутренних переживаниях героя, который стремится добраться до истины («смысл бытия хочу постичь»). Цикл состоит из трех частей («Охота», «Падение», «Растворение»), каждая из них отражает разные этапы духовного пути героя.
Часть 1. Охота
Герой одержим поиском Истины, пытается поймать Мысль (заглавные буквы — авторские), разгадать Тайну своего существования. Он кропотливо и рационально изучает окружающие явления, отделяя важные смыслы от повседневной суеты. Мечтает стать человеком, открывшим Истину, высшую мудрость, благодаря чему надеется обрести признание и славу (и заслужить памятник).
Часть 2. Падение
Герой обнаруживает, что найденная им Истина отнюдь не приносит просветления, но напротив уничтожает привычные ценности, оставляя лишь грусть и опустошенность. Герой погружается в депрессию и отчаянно ищет способы вернуться к нормальной жизни, избавившись от найденного любыми способами.
Часть 3. Растворение
В завершении своего духовного пути герой принимает Истину как неизбежность. Он освобождается от страхов и страданий, сливаясь с сознанием вселенной. Оставляя позади жажду славы и признания, герой находит покой в полном растворении, таким образом становясь самим воплощением Истины.
***
Цикл «Я Истину ловил» описывает путь героя от страстного поиска до полного слияния с Истиной. На этом пути он проходит этапы азартного и жаждущего славы исследователя, затем — страдающего от разочарования и, наконец, спокойного мудреца.
Нельзя не упомянуть здесь «Путь героя» (мономиф о пути трансформации), описанный Джозефом Кэмпбеллом. Три основные фазы названы у него «Отправление», «Инициация» и «Возвращение». Наверняка автор осмыслял для себя это большое исследование, прежде чем взяться за свой замысел.
Итак, в первой части герой В. Ваврича осознает, что истинное знание скрыто среди повседневных размышлений, и стремится уловить Мысль-пленницу, расчленяя реальность на отдельные фрагменты и раскладывая их по категориям («полочкам»). Метафоричность процесса познания передана через образ охотника, стремящегося поймать бегущую Мысль. Охота — довольно сложное занятие, успех его зависит от многих условий. Не менее сложны и поиски Истины.
Яркие сравнения и метафоры работают на эмоциональный заряд произведения. Однако некоторые строки звучат излишне патетично, и очень много обобщений и абстракций, — всё это мешает читателю сопереживать, искренне подключаться. Также есть ощущение избыточного объёма, многословности — сказать короче и ёмче всегда на пользу произведению.
Единожды избрав стиль (в данном случае, очевидно, «высокий штиль») следует избегать моментов, которые вызовут нежелательную реакцию у читателя. Герой ищет Мысль: надеется ухватить её за «короткий хвост», или даже только за один «волосок этого» хвоста. Но вряд ли Мысль буквально размахивает волосатым хвостом...
Во второй части герой переживает кризис понимания. Обретённая Истина превращает прежнюю жизнь в пыль и пепел. Эта часть насыщена контрастирует с первой, демонстрируя трагизм узнавания. Пепел символизирует утрату ценностей и разрушение.
Герой быстро приходит к выводу, что ему не стоило заниматься столь амбициозными, но в то же время чреватыми поисками.
Надежда в первой части противопоставлена разочарованию во второй. Слова «пепел», «серый» повторяются слишком часто. Так же как и чрезмерно настойчиво неоднократно повторяется мысль о напрасности, ошибочности Охоты героя.
При этом заметим, что упущен центральный момент: как именно герою удалось познать Истину, и как это привело его к депрессивному состоянию, заменив все его яркие эмоции и ожидания?
«О, как же я ошибся!
Цена ошибки — моей тщедушной шкуры существованье!»
В чём состоит ошибка? Вопрос, который герой наверняка задал бы своему автору.
«Та Мысль, та Истина... Она нисколько не награда!»
Отчего же? Вот где таится самое интересное — о чём автор рассказывать своему читателю не стал.
В заключении, после кризиса наступает принятие неизбежности, герой обретает внутреннюю гармонию, отрекаясь от внешнего мира. Истинная Идея по версии автора представляет собой абсолютное одиночество и растворённость в Истине как таковой.
По поводу абсолютного одиночества — в книге Юрия Германа «Я отвечаю за всё» сказано предельно точно: «Одиночество хорошая вещь, но непременно нужен кто-нибудь, кому можно сказать, что одиночество хорошая вещь».
Страх героя преодолён, судьба принята — во всей своей полноте.
Но создаётся впечатление, что то самое сложное, над чем люди мыслящие всю жизнь бьются, да так и умирают, мало в этом продвинувшись, автор оставляет «за строкой», — просто не пишет об этом. Раз — и нашёл герой Истину. Но счастливым и знаменитым она его не сделала — так что ж... Два — и обрёл герой вселенскую мудрость и принятие.
Призыв в финале: «Коснитесь Вы до «вечных истин» и растворите вся и всё вокруг» — предельно абстрактен и потому воспринимается странно. Плюс здесь закралась грамматическая ошибка: коснуться можно вечных истин (вопрос чего? Предлог «до» не нужен).
Основное предложение по доработке материала следующее — разобраться с ключевыми моментами сюжета: событийными переходами между частями, о чём уже было сказано выше. Переходы должны быть менее резкими, более подготовленными, внятными.
Точен ли подзаголовок «манифест-исповедь»?
Напомним, что манифест — публичное заявление, провозглашение идей или целей какого-либо движения, течения, группы людей. Манифесту свойственны чёткость формулировки, ясность выражения взглядов и наличие призыва к действию.
Тогда как исповедь предполагает откровенное признание о внутренних чувствах, переживаниях, убеждениях, опыте и ошибках. Исповедь подразумевает честность и открытость автора перед самим собой и читателями, здесь есть место и самоанализу, и рефлексии.
В первой части цикла — условном манифесте — заявлению намерений героя не хватает внятности. Вторая и третья части — исповедальные — должны чётче показать внутреннее состояние героя, обнажить его чувства, страхи и боль. Трансформацию, через которую он проходит.
Цикл затрагивает глубокие философские проблемы человеческой природы, стремление к знанию и мудрости. Автор наметил психологический путь героя, коснулся общей проблематики человеческого бытия. Одну из самых сложных философских задач автор себе уже задал. Взял на себя смелость высказаться в художественной форме — что представляет дополнительную трудность. Подобные произведения нередко пишутся и дорабатываются всю жизнь.
Хотелось бы пожелать автору найти свои ответы на заданные вопросы и смело поделиться ими со своим читателем.
Юлия Великанова: личная страница.
Владислав Чеславович Ваврич. Родился на Украине в 1982 году. Окончил Томский государственный университет (геолого-географический факультет). Автор поэтических строк, совмещающий литературное творчество с профессией геолога. Работает в разных формах: от классической рифмы до верлибра с внутренней ритмической организацией. В творчестве важны эмоция и идея; форма подчиняется содержанию. Ключевые стихотворения: «Ещё одна…», «Незнакомка прошлых дней», «Я Истину ловил…» (первый верлибр). Профессия геолога влияет на поэтику: в стихах часты резкие переходы, мотивы перемен и странствий. Публикуется на литературных онлайн платформах «Поэмбук» и «Стихи.ру». Миссия — «жечь души и сердца»: ищет отклик у читателя через вызов, а не утешение.