.png)
Андрей Вознесенский родился в Москве в 1933 году. Отец работал на строительстве Братской и Ингурской гидроэлектростанций. Фамилия указывает на духовное происхождение: прапрадед поэта был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде (город Муром Владимирской области).
Во время войны мать и Андрей были в эвакуации в Кургане. Первые стихи написал в 10 лет.
14-летний юный поэт отправил свои стихи Борису Пастернаку, хотел узнать его мнение. Известно, что Пастернак не брал учеников, однако, прочтя стихи Вознесенского, предложил встречу. Поэты намного лет стали дружны, неоднократно встречались и беседовали, и таким образом А. Вознесенский стал единственным учеником Пастернака.
После окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Такое решение молодой поэт принял под влиянием Б. Пастернака, который был убежден, что в Литературном институте «ничему не научат, только испортят». В 1957 году окончил институт по специальности архитектор.
Однако занимался только поэзией. Печатался с 1958 года. В 1959 году в «Литературной газете» была опубликована поэма Вознесенского «Мастера», об ослеплённых зодчих – создателях храма Василия Блаженного. О молодом одарённом поэте узнали миллионы читателей.
Через год, в 1960-м вышли два сборника стихов – «Мозаика» во Владимире и «Парабола» в Москве.
Книга «Мозаика» была остро раскритикована цензорами, которые нашли в книге и «порнографию», и формализм. Редактор издательства была уволена, тираж следовало изъять и уничтожить, однако на момент вынесения распоряжения все книги были распроданы.
В Москве тоже пытались преследовать новую книгу.
Цензура была жестка к Вознесенскому, но остановить движение его стихов к читателю было бесполезной задачей. Сборники передавались от одного читателя к другому, произведения из них переписывались от руки.
В 1961 году Вознесенский побывал в США, через год появился цикл стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша»».
Считавший своим учителем В. Маяковского, Вознесенский выступил как уникальный поэт, оригинальный и в ритмике, и в тематике. Его поэзия оказалась на пике современности, в ней было много новаторства и эксперимента, лирика сочеталась с философией.
Цензура была строгой, однако поэт имел возможность выступать перед широкой аудиторией, не только в СССР, но и в Европе.
В 1963 году Вознесенский вместе с другими представителями «художественной интеллигенции» был обвинён первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым в «антисоветчине» и подрыве основ социалистического строя. Звучала угроза изгнания поэта из страны.
После этого поэт некоторое время не появлялся в Москве, ездил с творческими встречами по регионам.
В 1964 году А. Вознесенский женился на Зое Богуславской. Писатель, критик, драматург, Зоя Борисовна стала надёжным спутником на всю жизнь.
В своих поэмах Вознесенский вывел её как Озу.
В 1964 году по совету Б. Пастернака Ю. Любимов пригласил А. Вознесенского выступить со своими стихами в Театре на Таганке. Планировался вечер «Поэт и театр», с участием ведущих артистов театра – В. Высоцкого, Б. Хмельницкого. Однако на смену вечеру пришёл проект спектакля по циклу стихотворений «Антимиры», который был впервые сыгран в феврале 1965 года. Спектакль имел огромную популярность, в последующие 15 лет был сыгран около 800 раз.
Второй спектакль по стихам А. Вознесенского «Берегите ваши лица» был снят с репертуара сразу после премьеры.
Печатали книги А. Вознесенского редко, и они неизменно сразу становились библиографической редкостью.
В 1979 году Вознесенский принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».
Уникальным проектом и в биографии А. Вознесенского, и в истории современного российского театра стала рок-опера на музыку Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», либретто создавалось специально для театра «Ленком».
Главный режиссёр театра «Ленком» М.А. Захаров вспоминал: «Вознесенский сыграл громадную роль в становлении нашего театра, около 30 лет назад придумав произведение, признанное визитной карточкой труппы. Спектакль «Юнона и Авось» обрел широкую известность не только в России, но и за рубежом».
Теперь «Юнона и Авось» уже много лет классика жанра, спектакль, побивший все рекорды пребывания на сцене, пользовавшийся невероятной популярностью на протяжении многих лет. В 1981 году состоялась премьера спектакля. За рубежом ему сразу же прикрепили ярлык «антисоветский». Некоторое время спектакль не выпускали в зарубежные гастроли. Позднее благодаря авторитету А. Вознесенского эта проблема была решена.
Выход грампластинки с записью рок-оперы тоже намеренно задерживался.
А. Вознесенский выпустил около 20 сборников поэзии и прозы, в 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах.
В 1980-е стали популярными эстрадные песни на стихи поэта «Миллион алых роз» и «Песня на «бис» Раймонда Паулса, «Начни сначала» (музыка Е. Мартынова), «Плачет девочка в автомате» (музыка Е. Осина), «Новые московские сиртаки» (О. Нестеров), а также целый ряд романсов на музыку М. Таривердиева.
В 1990-е годы А. Вознесенский начал работать в жанре визуальной поэзии, создавал видеомы, в которых сочетались чтение стихов с музыкой и видеорядом из коллажей: текст, рисунок и фотомонтаж.
Слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом А. Вознесенского проходили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, а также в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Проходили авторские вечера поэта по всему миру.
Академик, лауреат множества званий и наград, в том числе Государственной премии СССР.
Занимался творчеством до последних дней жизни. Ушёл из жизни в 2010 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2011 году вдова поэта и её сын Леонид Богуславский основали Благотворительный фонд имени поэта Андрея Вознесенского и учредили премию «Парабола» для «художников любого вида искусства».
С 2018 года в Москве действует Культурный центр Андрея Вознесенского, посвящённый творчеству поэта. Здесь проходят культурные мероприятия.
Более всего Андрей Вознесенский запомнился как исполнитель ярких, дерзких новаторских стихов в огромной аудитории Политехнического музея, а также на Триумфальной площади у памятника Маяковскому. Его творчество стало символом «оттепели», олицетворением художественной и человеческой свободы.
Но вы не выслушаете совет.

