Журнал «Воздух» — периодическое издание, призванное представить целостную и разностороннюю картину живой современной поэзии.
Авторов разных поколений — от ветеранов поэтического цеха до 20-летних, русских поэтов со всех концов света, от Сиднея до хутора Весёлый Ростовской области, объединяет в рамках этого проекта поиск новых возможностей русского стиха, стремление сделать шаг за пределы уже освоенного национальной поэтической традицией пространства.
Журнал поэзии «Воздух», названный так по цитате из Осипа Мандельштама («Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух»), выходит в Москве с 2006 года, ежеквартально (бывает, что вместо двух выпусков выходит один сдвоенный). Поэтических журналов в России всего пять-шесть (в США, например, несколько сотен), поэтому «Воздух» был учреждён не как орган какой-то группы авторов, а как попытка окинуть взглядом всё пространство современной поэзии — но под определённым углом зрения. Прямым предшественником «Воздуха» был выходивший в 1992—2003 гг. ежегодник молодых авторов «Вавилон», под обложкой которого встречалось тогдашнее поколение 20-летних, главным оппонентом — старейший поэтический журнал «Арион» (прекративший сегодня своё существование).
Каждый номер журнала — это один известный современный поэт в разностороннем представлении (стихи, интервью с ним: постоянный интервьюер журнала - писательница Линор Горалик, статья о нём, отзывы коллег), около 20 стихотворных подборок других авторов и, как правило, региональный раздел — несколько наиболее интересных поэтов из одного города. «Героями номера» были, в частности, такие авторы, как Алексей Цветков, Борис Херсонский, Елена Фанайлова, Мария Степанова, Андрей Поляков, Андрей Сен-Сеньков, Николай Кононов, Виталий Пуханов, Наталия Азарова, Андрей Родионов, Галина Рымбу и др. Кроме того, в журнале публикуется в том или ином отношении близкая к поэзии проза (Андрей Левкин, Марианна Гейде, Ольга Зондберг и другие авторы), переводы с разных языков мира, статьи, проведённые среди поэтов опросы, обзор новых стихотворных книг. Отдельная рубрика посвящена искусству стихотворной миниатюры – хайку, танкеткам и т.п. Приложение к журналу — серия небольших авторских книг, которая выходит с 2005 года (8–10 книг в год). Уже вышло более 85 книг, в том числе книги Вениамина Блаженного, Александра Скидана, Гали-Даны Зингер, Александра Ожиганова, Галины Ермошиной, Сергея Морейно, Полины Барсковой, Андрея Сен-Сенькова, Алексея Кубрика, Виктора Полещука, Александра Белякова, Валерия Нугатова, Константина Кравцова, Игоря Булатовского, Елены Сунцовой, Мары Малановой, Бахыта Кенжеева, Андрея Таврова, Данилы Давыдова, Валерия Земских и др. Книжное приложение к журналу «Воздух», по мнению Данилы Давыдова, «стало за последнее время одним из центральных явлений отечественного поэтического процесса. Среди авторов, опубликованных в серии, — и молодые, и маститые, и столичные, и авторы регионов и диаспоры, поэты разных стилей, направлений, школ». В 2010 году начала выходить вторая серия — «Воздух. Малая проза», в 2013 году — серия «Дальним ветром», представляющая современных зарубежных поэтов в русском переводе. Кроме того, фактически связана с «Воздухом» и серия «Поколение», в которой выходят книжки молодых поэтов.
Журнал «Воздух» — это определённый ответ на вопрос о том, что такое поэзия и зачем она нужна. Поэзия — не развлечение (способ выразиться красиво и эффектно), не упаковка для уже известных мыслей и чувств, а способ познания: хорошее стихотворение позволяет понять и почувствовать что-то, чего ты не знал прежде, расширяет горизонт восприятия, читатель должен выйти из него не таким, каким он в него вошёл. С этой точки зрения совершенно естественно, что настоящая поэзия на первый взгляд вызывает непонимание и дискомфорт — своей сложностью или кажущейся простотой, агрессивностью или недостаточной внятностью, и т. д., и т. п. И для того, чтобы в этом разобраться, необходимо усилие понимания, душевная работа. Если же в стихах сразу и всё понятно — скорей всего, или вместо нового вам предлагают под новой вывеской что-то старое и привычное, или читатель чего-то не уловил.
По мнению литературного критика Людмилы Вязмитиновой: «Журнал «Воздух» являет читательскому миру своё панорамное — как в поколенческом, так и в географическом аспектах — видение того, что происходит в современной поэзии. Дмитрий Кузьмин вложил в своё новое детище весь наработанный им опыт практика и теоретика литературного процесса: журнал изящно оформлен и смотрится цельным в результате простой и четкой структуры размещения текстов, которые читаются с неослабным интересом безотносительно поколенческого и географического положения их авторов, а кроме непосредственно поэзии (авторской и переводной) представляют связанные с ней области журналистики, критики, литературоведения и библиографии».
Обобщая художественное и идейное содержание журнала, критик Анна Наринская утверждала: ««Воздух», заметим, совсем взрослый журнал. Не в том смысле, что там печатаются в основном взрослые авторы, хотя и это тоже, а в том, что нет в нем никакого вызова, никакого радикализма и тем более никакого хулиганства. На мелованной бумаге, в изящной обложке неброского цвета. Это журнал, со всей очевидностью существующий в том мире, где поэзия — часть устоявшейся жизни. Может, не самая заметная, но необходимая, а поэт — это такая профессия, пусть редкая и требующая особых способностей». Солидарен с ней и критик Андрей Мирошкин, замечавший: «Вкус, актуальность и строгая продуманность — вот, пожалуй, наиболее сильные стороны «Воздуха», начиная с первого номера».
По мнению М. Иванова, индивидуальный облик журнала «Воздух» сформирован в противостоянии с начавшим выходить значительно раньше поэтическим журналом «Арион» — при этом «Воздух» ориентируется на более широкую целевую аудиторию, расширяя сферу воздействия именно за счет молодежи — на обложку первого номера вынесены имена популярных у молодежи Андрея Родионова и Линор Горалик, среди опубликованных в журнале наряду с представителями старших поколений — представители наиболее молодого поколения современной поэзии: Ксения Маренникова, Пётр Попов и другие. При этом «Воздух», без сомнения, имеет некие отличительные черты, новые свойства. Главные из них — это принципиальная широта взгляда на поэтическое поле, чего «Ариону», очевидно, не хватает, и внимательнейшее отношение к поэзии регионов России. Два этих отличия подчеркнуты как в самом журнале, так и в книгах серии «Воздух», являющейся приложением к нему. Наличие активно функционирующей собственной книжной серии — ещё одно важное конкурентное преимущество.
Противостояние «Воздуха» и «Ариона» как характерную черту русской поэтической жизни на рубеже 2000—2010-х гг. называют и многие другие литераторы. На страницах «Ариона», однако, журнал «Воздух» был подвергнут критике Виктором Куллэ, утверждающим, что на страницах «Воздуха» «живые классики соседствуют — как бы поделикатнее выразиться — с не столь сильными стихотворцами». С резкой критикой «Воздуха» как издания, пропагандирующего верлибр и западные веяния в современной русской поэзии, выступил также Кирилл Анкудинов.
Писатель Дмитрий Данилов считает журнал «Воздух» лучшим поэтическим журналом России.
Журнал оформлен известным дизайнером Юрием Гордоном.
Главный редактор: Дмитрий Кузьмин.
Ссылки:
- info@vavilon.ru (почта),
- http://www.argoproject.ru/vozduh.html (сайт),
- https://vk.com/vozdukh (ВК),
-https://ru-ru.facebook.com/vozdukh (Фейсбук),
- http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh (Новая карта русской литературы),
- https://bit.ly/2FqIQXk (Википедия).